Для ленивых: написано интересно, повестка актуальна, но я бы подождал электронной версии по более гуманной цене.
Для всех остальных — и создана эта статья. Роман во многом противоречивый, суховатый, но... Оторваться всё равно сложно, уж больно интересные вопросы поднимаются.
Скажу честно: с творчеством Поляринова я сталкиваюсь впервые. Дело в том, что мой хороший знакомый из издательства ознакомился с «рукописью» порядка двух недель назад и категорически её порекомендовал, так что я незамедлительно купил книгу сразу как она вышла... Нет, не на полки, а в печать. Помним про знакомого?
Это обстоятельство позволяет мне оценить книгу объективно, так как раньше я и об авторе таком не слышал, а следовательно — буду максимально беспристрастным.
Я намеренно не рассказал ни слова о героях и сюжете, чтобы не портить вам впечатление о первом прочтении, если вы всё же решите её прочитать: только общую «повестку» и мои впечатления. Пересказ сюжета вы можете найти, скажем, на «Медузе», если оно вам надо.
Смешивая философию и экшн
Небольшой лайфхак: простейший способ «сохранить» статью, если у вас остановка на метро — сделать репост в любой соцсети на свою страницу. Так вы её точно не «потеряете» на пути до дома.
То же самое работает и если вы хотите с кем-то поделиться: так быстрее!
Пожалуй, что ключевая особенность романа — то, что у автора прекрасно получилось совместить философический угар с ураганным экшеном...
Хотя нет, с «прекрасно» я переборщил: в начале имеет место быть перебор с философией (что может оттолкнуть начавшего читать), а в конце — слишком много экшена.
С другой стороны вообще единственное произведение (точнее — цикл), который умудрился это совместить до этого из известных мне — «Всеблагое электричество» Павла Корнева (и там баланс куда лучше, но я там уже по три раза всё перечитал).
Перебор с вложенными смыслами
Пожалуй, основная проблема романа. Даже нет, не так — основные проблемы романа: мало того, что вложены сразу три взаимопересекающиеся сюжетные линии, этот вывих мозга я уже по «всеблагому» знаю и читаю такие книги с блокнотиком, но еще книга изобилует совершенно ненужными вставками рассказов, которые писались то ли для портфолио, то ли для «самиздата», то ли из-за оплаты за авторский лист.
Если вы будете читать роман — я сразу и категорически советую эти вставки пропускать: они не несут ни художественной, ни сюжетной ценности. Мусор.
К счастью, даже если выкинуть все эти вставки — на 12 «алок» книга, пожалуй, всё же тянет, и это радует.
Сорок тонн отсылок
Что радует — чукча у нас не только писатель, но и читатель, так что по нескольку раз за главу вас могут встретить отсылки как на признанную классику фантастики, так и на малоизвестных в наше время авторов.
Следствием этого является также то, что и сам роман по сути являет собой некое издевательство над тем, как пишут некоторые, гхм, обделённые талантом авторы.
Секты и секреты как движущий мотив сюжета
Что ещё роднит «Риф» с «Всеблагим электричеством» (да, я их сравниваю и продолжу сравнивать, так как идейно это, пожалуй, наиболее близкие книги)?
Сюжетный лейтмотив, который крутится вокруг сект, тайных обществ и того, как всё это влияет на сознание... Причём сознание не только героя, но и читателя. Разве что мистики тут самый-самый минимум, в отличие от, и поэтому «Риф» не ломает мозг так сильно, как шедевр Корнева.
Вместе с тем автор не орёт нам в уши «секты — это плохо, понятно? Понятно?!», как это сделал тот же автор книги (извините за это слово по отношению к) «Дети против волшебников»... Хотя нет, там это вообще вещь в себе.
По ходу сюжета всё больше загадок распутывается... И всё больше возникает. Тайны личности, тайны секты, партии, целого государства... И далеко не на всё нам дадут ответ, оставляя огромный простор для внезапных «откровений после прочтения» (причём это «после» может занять до недели).
Плавное сползание к сумасшествию и насилие, которое порождает насилие
Особенно интересно смотреть за тем, как по мере разворачивания действий романа всё безумнее и безумнее становится не только окружение, но и герои. Сначала это заметно в мелочах, но потом... Странные слова. Странные поступки. Странные заявления.
Я уже говорил, что по своей сути роман удивительно похож на «Всеблагое электричество», несмотря на то, что жанрово их отделяет небольшой такой каньон?
И сквозь всё это тонкими намёками проходит мысль о том, что и речи с трибун, и кулуарные разговоры, призывающие с кем/чем-нибудь разобраться подобны стягивающейся пружине, которая когда-нибудь надорвётся.
«Реанимация» героев.
Не обошлась эта книга и без этого «приёма», но в отличие от большинства здесь он применён грамотно и в меру, только улучшая читабельность...
А за счёт того, что сиквел вроде как не планируется — в серьёзную проблему это не перерастет.
Тем не менее вынужден отметить, что автору пришлось использовать практически весь арсенал, включая перемещение героев по месту-времени, «поисковую оптимизацию» и предфинальный переворот с ног на голову: если бы планировался сиквел, то он совершенно точно стал бы грандиозным провалом, ибо весь арсенал «расстрелян» здесь и сейчас.
И всё же — брать или не брать?
Я намеренно не рассказал ни слова о героях и сюжете за всё это время, чтобы не портить вам впечатление при первом прочтении. Как нетрудно догадаться — книгу я однозначно рекомендую, где-то 8/10.
Проблема лишь в том, что в электронном виде её нет, а на бумаге она официально стоит каких-то безумных денег: полтысячи на «Лабиринте». Как следствие — вижу смысл подождать эдак месяц, пока она не доберётся до того же «литреса» или Author.today по более приемлемой цене... Или попадёт в другие источники, хотя я бы всё же советовал заплатить за «электронку».
Таки всё, да.
***
Вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи
—>Топ-4 «бесплатных» сайта с книгами
—>Хорошая книга: Владимир Васильев, "Сокровище «Капудании»"
—>По 3 аргумента за и против прочтения хита этого месяца „Билет в один конец“ С. Мордена. «Хороша, но не для всех»
Если же вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.