Найти в Дзене
Одновременно

Автохром братьев Люмьер — первый в мире массовый способ цветной фотосъемки

В статье я постараюсь крайне просто и невероятно упрощая, рассказать, что такое метод автохром братьев Люмьер. Написать ее меня заставили некоторые комментаторы на канале, которые утверждали под подборками цветных снимков, сделанных в начале XX века, что такого не было и быть не могло, поскольку цветные фотопленки были разработаны только в 30-е годы. Можно было бы посылать их читать Википедию или просто куда подальше, но я решил, что лучше сделать небольшую объясняющую статью собственного производства и ссылаться на нее. И трафик немного повысится, да и материал в Вики мне кажется несколько нудным.

Автохромные пластинки братьев Люмьер поступили в продажу в 1907 году и с этого момента начинается история коммерческой цветной фотографии. Вначале несколько слов о создателях метода.

Луи и Огюст Люмьер. Огюст всю жизнь увлекался вязанием
Луи и Огюст Люмьер. Огюст всю жизнь увлекался вязанием

Братья Огюст (старший) и Луи Люмьер были серийными изобретателями и предпринимателями. Собственно изобретениями занимался Луи, а Огюст вел финансовые дела и организовывал производство. Начали они с того, что совместно  с отцом наладили производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной Луи. Основали фабрику, на которой кроме пластин выпускали бромидную бумагу и к 1892 году заработали капитал в 3 миллиона франков. Потом Луи изобрел синематограф, братья вложились в производство фильмов и вполне финансово преуспели, но в начале XX века ушли из этого бизнеса из-за возросшей конкуренции. Последней серьезной разработкой братьев стал автохром.

Сейчас будет маленький абзац зауми.

То что мы понимаем под цветной фотографией, официально называется полутоновое растровое изображение. Полутоновое потому, что состоит оно из переходов яркости и цвета, а растровое (сетчатое), поскольку имеет сетчатую структуру. Все что мы видим на экранах телевизоров, мониторов, мобильных телефонов и старых слайдах состоит из ячеек, внутри которых находится элементарная триада RGB (Red Green Blue) Красный Зеленый Синий. Наши глаза воспринимают излучение, исходящее от этих трех основных цветов и путем сложения яркостей получают почти всю палитру цвета. Система эта называется аддитивным смешением цветов и предложил ее как способ получения цветных изображений Джон Максвелл в 1861 году.
Татарка, 1910-е, Россия. Автор: Сергей Челноков
Татарка, 1910-е, Россия. Автор: Сергей Челноков

В чем заключалась суть изобретения. На стеклянную пластину наносился слой крахмала, зерна, которого были окрашены в три основных цвета RGB, основой служил тончайший слой каучука. Образовывалась структура, называемая стохастическим (нерегулярным) растром. Пустоты между зернами заполнялись сажей, так что только зерна оставались прозрачными. Потом пластину покрывали панхроматической (чувствительной ко всему световому спектру) черно-белой эмульсией.

Пластину вставляли в самый обычный фотоаппарат подложкой к объективу и экспонировали, зерна крахмала служили светофильтрами. Потом ее обрабатывали и на эмульсии образовывалось позитивное черно-белое изображение, плотность разных участков которого, была пропорциональна интенсивности соответствующей цветовой составляющей. Если пластину рассматривать на просвет, то черно-белые пятна фотоэмульсии окрашивались цветом соответствующего светофильтра и мозг воспринимал всю эту хитрую структуру, как позитивное цветное изображение с цветами, близкими к натуральным.

Дети Козаковы. Имение Никольское Симбирской губернии, 1910 год. Автор: Петр Веденисов
Дети Козаковы. Имение Никольское Симбирской губернии, 1910 год. Автор: Петр Веденисов

Братья Люмьер не изобрели цветной фотографии, до появления автохрома уже существовало несколько методов цветной фотосъемки, в частности цветные фотоаппараты, самым совершенным из них были технологии Мите и Прокудина-Горского, но проблема заключалась в том, что для цветной съемки нужно было покупать специальную технику и быть достаточно квалифицированным специалистом. Автохром же стал первым доступным даже для любителей способом получения цветных фотоизображений.

Автохром имел массу недостатков, главный - невозможность тиражировать изображение. Пластины обладали низкой чувствительностью и позволяли снимать только статичные сцены, поначалу они были очень темными и требовали для просмотра проектор, немецкая Agfa в 1916 году частично решила эту проблему, заменив крахмал на окрашенные микрокапсулы гуммиарабика. Кроме того, зерна крахмала иногда скапливались в одном месте, в результате получались непрозрачные пятна совершенно диких цветов. Несмотря на эти проблемы метод получил широкое распространение и среди профессионалов и в кругу любителей, в России съемкой по методу автохром, к примеру, увлекался писатель Леонид Андреев.

Леонид Андреев, автопртрет
Леонид Андреев, автопртрет