Найти тему
Александра VALeks Павловская

Ателье Москвы. Как устроен рынок? Чего стоит сшить в них костюм? Объясняю пошагово!

Через месяц мне исполняется 30 лет, а я лишь недавно осознала, кем хочу стать, когда вырасту (стилистом). К этой сфере я окончательно пришла в декабре прошлого года. До этого успела сменить достаточно много разных направлений. Я работала и в продажах логистических услуг, и в аналитике в сфере недвижимости – и жилой, и торговой, и офисной (этому делу я отдала больше всего времени, суммарно около 5 лет), и в проекте по развитию альтернативной энергетики между Россией и Нидерландами… Кроме того, я успела побывать в декрете, посвятить некоторое время репетиторству (нидерландский язык), пожить полгода в Германии и даже около 2-ух лет посвятить развитию собственного бизнеса в Москве – ателье. Сейчас я уже его не раскручиваю и готовлюсь закрыть в грядущем году: данный проект принёс мне гораздо больше нервяка и разочарований, чем прибыли и развития. Не буду вдаваться в детали моей не особо удавшейся предпринимательской деятельности, но всё же расскажу в этой статье вам о том, как устроен в Москве мир индивидуального пошива одежды и какие шаги надо совершить (и за какую стоимость), чтобы получить свой идеальный костюм на заказ в одном из московских ателье.

___
___

Сразу уточню несколько моментов, которые обязательно необходимо понять до момента оформления заказа:

1 - Ателье не равно магазин тканей.

Вам не предложат десятки рулонов на выбор, которые можно будет долго осматривать и ощупывать, для организации это нерентабельно.
Либо вы покупаете ткань в специализированном магазине сами (это наиболее разумный вариант – приходить с отобранным материалом и не ждать, что мастер угадает ваши пожелания с максимальной точностью), либо вы миритесь с любым выбором мастера для вас, подобранного в максимально возможном соответствии с вашими озвученными пожеланиями. Найти материал «точно как вот на этом фото» практически невозможно, не стоит на это рассчитывать.

Текстура шифоновой ткани
Текстура шифоновой ткани

Мы всегда подчёркивали клиентам, что точно такую же ткань найти никому не обещаем, но все равно из раза в раз при финальной сдаче изделия слышали претензию о том, что на фото было изображено другое…

И этот предлог заказчики пытались использовать (а кому-то это даже удавалось), чтобы просто кинуть и не заплатить…

Костюмные ткани
Костюмные ткани

2 - Портной не равно стилист.

Это вообще разные уровни квалификаций и разные направления мышления. Человек может либо точно и качественно шить и сажать изделия на любую фигуру, либо классно создавать современные образы и подбирать их под сферы деятельности заказчика. Одновременно и то, и другое могут делать лишь редкие уникумы, и изначально на это настраиваться не стоит.

А потому вам необходимо заранее пролистать порталы вроде «Яндекс.Картинки» и «Pinterest» (кому что удобнее) и приехать в ателье с подобранными фотографиями желаемой одежды. Необходимо на первой же встрече показать и подробно разъяснить мастеру все детали по необходимому фасону. Где должны быть карманы, как расположить шлицы, какого размера необходимы пуговицы, стоит ли делать разрез, в обтяг должно оказаться изделие на выходе либо свободным…

На любой из этих вопросов ответ должен быть готов К МОМЕНТУ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ. Многое не исправить уже даже на примерке.

Вариант современного фасона женского костюма с юбкой
Вариант современного фасона женского костюма с юбкой

Вариант современного фасона женкого брючного костюма
Вариант современного фасона женкого брючного костюма



Почему люди привыкли сразу объяснять мастеру, как надо их постричь, а от портного до сих пор ждут экстрасенсорных способностей?)

3 - Шить одежду дороже, чем покупать.

Для меня странно, что многие так этого и не понимают. Вопросы «Почему так дорого?» и фразы «Да я в Заре дешевле куплю!», увы, мне приходилось слышать несколько раз в неделю. И они не прекращаются...

Пошив платья в ателье (вариант на манекене)
Пошив платья в ателье (вариант на манекене)



Но, чтобы развеять сомнения, я хочу немного рассказать об экономике ателье..!

Представьте себе небольшую фирму. Как это часто бывает (не всегда, но всё же в большинстве случаев), в ней трудятся руководитель (совмещающий в себе функции администратора, пиарщика, бухгалтера, редактора сайта, уборщика и кого угодно…) и 2-3 мастера. Как правило, один из них занимается исключительно ремонтами одежды, а двое шьют на заказ. При этом им также необходимо закупать для каждого клиента материалы: ткань, подклад, фурнитуру, нитки, клеевые, на что уходит немало времени. (Все заказчики хотят разного и закупать материалы оптом впрок – стратегия заведомо убыточная.)

Вариант рабочего интерьера в ателье
Вариант рабочего интерьера в ателье

Условно, в месяц качественно мастера по пошиву могут выполнить не более 4 костюмов. Возможно, в целом они могут подготовить 5-6 изделий за эти 30 дней, если остальные заказы будут довольно простыми (например, прямая юбка шьётся за 2-3 дня с 1 примеркой, но и её не всегда просто посадить на фигуру). +Какие-то заказы выполняет мастер по ремонту, но на них ателье никогда не зарабатывает, этот доход минимален и позволяет лишь частично отбить неизбежные платежи - налоги, аренду и зарплаты (и то далеко не полностью).

Поэтому пошив той же самой простой прямой юбки никак не может выйти в сумму меньше 5-6 тысяч рублей (в зависимости от класса ателье Москвы цена может быть и значительно выше). Ведь, выполняя 4 крупных пошива костюма и 1-2 прямых юбки в месяц, мастер приносит суммарно дохода около 200 тысяч рублей. Из которых в итоге он получает зарплатой сумму
в пределах 100 (в каждом ателье свой процент, но не более 50). При этом, чтобы успеть выполнить СТОЛЬКО, он должен месяц работать сутками, не поднимая головы из-за машинки и позволяя себе максимум 1 выходной в неделю. А 100 тысяч при этом остаётся в распоряжении ателье. Из которых 40-50 минимум уходит на то, чтобы покрыть остаток после доходов от ремонта необходимых платежей (аренда, зарплаты, реклама, налоги..).

Таким образом, прибыль в 50-60 тысяч с одного работника (100-120 с 2-ух) – это МАКСИМУМ, который может позволить себе ателье в период пиковой загрузки при установлении минимально возможных для выживания на московском рынке цен на свои услуги. Для развития бизнеса это смешные суммы. На новые проекты, рекламу и даже поддержание офиса в чистоте и порядке этой суммы может и не хватить. Что уж говорить о каком бы то ни было доходе обеспечивающего всю эту деятельность руководителя. Обычно он работает на портных и обеспечение их заказами, практически ничего себе не оставляя…

Конструирование корсета
Конструирование корсета



Итак!
Это было долгое лирическое вступление 😊
Я проговорила ключевые моменты, о которых следует помнить, обращаясь за услугами по индивидуальному пошиву одежды в ателье. А теперь кратко распишу по шагам, как с точки зрения клиента проходит пошив костюма по индивидуальному заказу:

1 - Подбор картинок в Pinterest, максимально отражающих будущее желаемое изделие.

2 - Визит в ателье по предварительной записи, знакомство с мастером и руководителем ателье, согласование желаемых фасона изделия и ткани для него. Оформление бланка заказа. Снятие мерок. Внесение предоплаты. В каждом ателье её размер различается: обычно это ориентировочная сумма на закупку материалов + 20% от согласованной стоимости работ.

3 – Визит спустя неделю на первую примерку (на вас надевают макет будущего изделия из максимально дешёвой хлопчатобумажной ткани, вам показывают приобретённые для вашего заказа материалы – ткань, подклад и фурнитуру. Заменить их невозможно.)

Вариант современного фасона женского брючного костюма
Вариант современного фасона женского брючного костюма



4 – Визит спустя ещё неделю на вторую примерку. Уже из вашей ткани. Обычно рукава ещё к этому моменту не пришиваются. Около 10 минут вы стоите в полусобранном изделии, а мастер закалывает его на вас. В этот момент максимально важно сообщить любые пожелания и претензии. Сообщить корректно. Дальше их, скорее всего, будет не исправить.

5 – Визит спустя 3-4 дня на финальную примерку. Изделие приносится в практически собранном виде (но без петель и пуговиц, а также иногда с неподшитыми краями). Мастер проверяет ход работы.

6 – Визит спустя ещё 3-4 дня за изделием с обязательной примеркой перед тем, как забрать. Внесение финальной оплаты. Фотографирование (для развития ателье крайне важно фотографировать максимально возможное число клиентов и размещать выполненные работы во всех соцсетях). Подписание акта об отсутствии претензий.

7 – Забираете костюм, идёте счастливые с обновкой домой 😊
В идеале напоследок мастер и руководитель ателье благодарят вас за комфортное сотрудничество, а вы их – за качественную работу.

Стенд с фурнитурой
Стенд с фурнитурой

А как вы представляли себе процесс индивидуального пошива одежды?

P.S. В связи с постоянным ростом классового разрыва в РФ, убеждена, ателье в чистом виде как в Москве, так и в других больших городах скоро не останется.

К сожалению, данный бизнес сейчас заведомо убыточен, содержать ателье становится всё сложнее и дороже, ведь большинство клиентов по-прежнему не готово отдавать за укорачивание брюк больше 400 рублей (то есть, мастер за 3-4 часа трудоёмкой работы руками должен получить 120-160, процент за ремонты никогда не превышает 40 …), а за пошив костюма – больше 20 тысяч (приблизительно месяц кропотливой работы с 3 примерками – и мастеру достаётся от силы 10).

Отдельно останутся дома быта, занимающиеся параллельно и мелкими работами по ремонту одежды (вроде подгонки брюк), и заменой батареек, и восстановлением ремешка на часах, а обеспеченные люди будут иметь личного портного, точно знающего нюансы фигуры всех членов семьи и собирающего изделие к первой примерке едва ли не по звонку и переводу ему на карту средств на расходные материалы. Ведь размеры ему известны, а пожелания заказчиков по фасону и материалам он как личный портной семьи должен угадывать интуитивно…

Вы согласны с моим мнением на этот счёт?