Издавна человек приручал диких животных для различных целей, в том числе и для ловли рыбы и других обитателей моря. В древнем Китае, например, с помощью бакланов успешно промышляли рыбу.
Впоследствии этот способ заимствовали жители прибрежных районов Индии, Японии и Кореи, а примерно с XVII века он получил широкое распространение во Франции, Бельгии и Англии. Правда, в Европе такая ловля имела чисто спортивный характер.
Популярен этот промысел и в Японии. С момента зарождения и до наших дней его техника практически не претерпела изменений. Молодых диких бакланов отлавливают, подрезают им крылья и стачивают острый нос. Затем начинается дрессировка, обычно продолжающаяся 8-9 месяцев.
Натасканных бакланов вывозят на промысловых судах в море. Птиц рассаживают вдоль борта таким образом, чтобы каждая знала свое место и ни в коем случае не занимала чужого. Обычно на одном судне держат до дюжины бакланов.
Ловят рыбу также ночью на свет факела или электрического фонаря. Рыба скапливается у поверхности воды. Бакланов опускают на воду, и они начинают жадно хватать рыбу. Металлическое или веревочное кольцо на шее птицы позволяет ей заглатывать мелкую рыбу, но не пропускает крупную. С ней баклан подплывает к своему месту на судне, «сдает» улов и возвращается на воду.
Ловчие бакланы живут в неволе 20-30 лет, однако самыми добычливыми считаются птицы 3-8-летнего возраста.
Несколько иначе рыболовы использовали другую водоплавающую птицу – нырка из семейства утиных. Во время миграций нырки скапливаются в крупные стаи. Во время кормежки птицы действуют сообща, загоняя рыбу на мелководье.
Рыбаки, подметив эту особенность в поведении нырков, устанавливали на отмелях искусственные укрытия для рыб из хвороста и прутьев. Как только птицы загонят в них рыбу, ее вылавливали сетями.
Похожий способ был распространен на Дойранском озере, на границе между Югославией и Грецией. Впервые его описал примерно 300 лет до нашей эры древнегреческий историк Геродот. В укрытия из тростника нырки загоняют рыбу, а затем рыбаки вылавливают ее сетями.
Своего старейшего и верного помощника – собаку – человек тоже приспособил для добывания рыбы. Жители Сибири, Камчатки и северной части Японии подметили одну интересную особенность в поведении собак: летом собачьи стаи добывают себе пропитание в мелководных речках и ручьях, сгоняя рыбу к берегу. Собак стали специально натаскивать, чтобы они загоняли рыбу в заранее поставленные ловушки.
На ловлю рыбы натаскивают и выдр. Этот способ был известен в Китае еще 600 лет до нашей эры на реке Янцзы, а спустя две тысячи лет о нем поведал остальному миру Марко Поло. Распространен он и в некоторых районах Индии.
Англичане вывезли дрессированных выдр к себе в метрополию и стали охотиться с их помощью на крупную форель. Позднее эту охоту позаимствовали рыболовы Скандинавии и Центральной Европы.
Иссак Вельтон, большой знаток и любитель ужения, в своей монографии «Complete Angler» (1653 год), так описывает охоту с ручными выдрами: «Молодых выдр в возрасте трех-четырех месяцев отлавливали и обучали подобно собакам. Животное привязывалось к своему хозяину и служило ему 15-16 лет».
«Работала» выдра обычно в наморднике, к которому привязывали достаточно длинную веревку, один конец которой держал хозяин. Она загоняла рыбу туда, куда приказывал хозяин. Иногда выдру выпускали поохотиться без намордника. Свой улов она «сдавала» хозяину.
Способность дельфинов «сбивать в косяки» стаи рыб была подмечена издавна. В старинной «Королевской книге» Норвегии написано: «...киты, питающиеся рыбой, преследуют сельдь и рыбу других видов, сгоняя ее из открытых участков моря к побережью; эта замечательная способность животных помогает рыболовам направлять суда на косяки рыбы».
В древности люди верили, что дельфины сознательно помогают рыболовам, и что под шкурой каждого из них живет добрый дух. И в наши дни эти животные служат своеобразными разведчиками косяков тунца и другой крупной рыбы.
Люди приспособили для рыболовства и рыбу-прилипалу, или ремору. Еще Колумб упоминал, что в Карибском море индейцы с ее помощью ловили черепах, а по свидетельству Александра Гумбольда, к «услугам» ремор прибегали и кубинцы.
Ремора своей мощной присоской, расположенной на верхней стороне головы, может прикрепляться к крупным пелагическим рыбам – таким, как акула, тунец, меч-рыба. Чтобы оторвать ремору длиной 60 см от животного, к которому она присосалась, необходимо приложить изрядное усилие.
К хвосту реморы крепят металлическое кольцо с длинной и прочной бечевкой, конец которой держит рыболов. Как только прилипала «освоит» жертву, хозяин осторожно выбирает бечевку, а появившуюся на поверхности добычу бьет копьем. В эстуариях Мозамбикского прилива с реморой охотятся даже на крокодилов!
П. С. В Крыму обитают три вида бакланов: большой, малый и хохлатый. Два последних занесены в Красную книгу.
Зато процветает колония большого баклана, который гнездится на островах Сиваша, Каркинитского залива и озера Акташского. Кроме этих мест в последние годы большой баклан заселил посадки сосны между Азовским морем и Астанинскими плавнями.
Поселяясь вблизи рыборазводных озер, эта крупная птица вредит рыбному хозяйству, истребляет популяцию бычков в Азовском море. Гнездясь на деревьях, устраивает на каждом по несколько гнезд, при этом экскременты, накапливаясь под гнездами, отравляют корневую систему, что часто приводит к гибели деревьев.
В настоящее время колония большого баклана, расположенная на соснах у Астанинских плавней, насчитывает более 7 тыс. пар.
Подумалось: почему бы крымским профессиональным рыбакам не взять на вооружение опыт добычи рыбы с помощью этих рыболовов из природы, накопленный в том же Китае или Японии... И "переделать" большого баклана из злостного вредителя в полезного помощника!
Другое дело, насколько это возможно при нашем российском менталитете...
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будут новые познавательные статьи о живой природе нашей планеты!