У Сергея Щукина и Анри Матисса было много общего. Оба росли в семьях торговцев, оба прекрасно разбирались в текстиле, оба обожали искусство и понимали, чего хотят от живописи: никаких трагедий и ужасов, никакой драмы и слёз: только чистая гармония и красота.
Разумеется, под "влюбился" имеется в виду великая влюбленность в талант и потенциал Матисса, который раскрылся в том числе благодаря пристальному интересу Щукина. Но обо всем по порядку
Начало
Сергей Щукин (1854 - 1936) был одним из четырех сыновей купца, торговца тканями Ивана Щукина. Все парни в семье увлекались искусством. Правда, лишь Сергея потянуло на современную живопись: остальные коллекционировали древности и нестареющую классику, так что увлечения брата не поняли, но поддержали.
Анри Матисс (1869 - 1954) был сыном торговца зерном и мастерицы по керамике. Увлечение живописью пришло к нему после аппендицита. В больничной палате мальчик попросил краски и бумагу, и вскоре, оставив все прежние мечты, отправился учиться живописи в Школу Декоративных искусств.
Выпускник, молодой художник, Матисс не особо пользовался спросом. Покупали его дешево, на салонах он еще не успел завоевать популярность и почет. Но приезд Щукина в Париж и визит в мастерскую художника поменяли всю его жизнь.
Знакомство, дружба и работа
В первый же визит к Матиссу Щукин приобрел у него картину и офорт. "Натюрморт с супницей" стал первым большим полотном, которое заинтересовало русского коллекционера, и он попросил художница отдать ему картину на несколько дней: присмотреться. Ну а, присмотревшись, Сергей Щукин начал заказывать у Матисса другие полотна, буквально одно за другим.
В общей сложности коллекция Щукина насчитывает 41 полотно Анри Матисса.
Никто не понимал столь отчаянной, маниакальной увлеченности Щукина, который посвятил творчеству парижанина целый "Розовый зал" в своем особняке. И лишь спустя несколько десятилетий ценность такого "сумасшедшего собирательства" наконец стала ясна.
Как вспоминал Матисс, приходя в мастерскую, русский коллекционер всегда знал, чего он хочет: насмотренность и хороший вкус позволяли ему выбирать самые интересные полотна и отличать действительно стоящие вещи.
«Он всегда выбирал лучшее. Иногда мне было жалко расставаться с холстом, и я говорил: «Это у меня не вышло, сейчас я покажу другое». Щукин внимательно глядел и, в конце концов, говорил: «Беру то, что не вышло».
Одним из самых любимых полотен Щукина было "Арабское кафе".
«Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше всех других, и я смотрю на нее ежедневно не меньше часа. (Щукин - Матиссу).
Одним из самых крупных заказов Щукина Матиссу стала "Красная комната" или "Гармония в красном".
Правда, мало кто знает, что изначально картина должна была быть синей и задумывалась как "Гармония в синем", отлично сочетающаяся с интерьерами щукинского особняка.
Но что-то пошло не так и синий показался Матиссу неправильным цветом. Показав уже готовую работу и даже дав ее сфотографировать, художник перекрасил всё в ярко-красный.
Если очень хорошо приглядеться, то внизу картины видно узенькую полоску, отличающуюся по цвету от остального полотна. Примерно такого цвета и была вся картина, пока Матисс не решил, что цвет его настроения определённо не синий.
Танец и Музыка
Щукин любил вписывать картины в свой богатый интерьер. Он покупал живопись прежде всего не потому, что это - искусство, а потому, что оно чудесно будет смотреться в его гостиной или столовой (там, кстати, кто только не "смотрелся": у Щукина были и Пикассо, и целый алтарь Гогена, и еще множество полотен других известных художников).
Так вот, для лестничных пролетов своего роскошного особняка Щукин решил заказать у Матисса сразу два полотна: "Танец" и "Музыку". Оба должны были быть большими, в формате панно, и оба должны были отражать определенные настроения и увлечения владельца картин. Например, заказывая "Музыку", коллекционер особо подчеркнул в письме своему парижскому другу, что в доме на Знаменке любят слушать Баха и Бетховена.
В моем доме много музицируют. Каждую зиму дается около девяти концертов классической музыки (Бах, Бетховен, Моцарт). Панно «Музыка» должно до какой-то степени указывать на этот характер моего дома. Я вполне доверяю Вам и не сомневаюсь, что панно «Музыка» будет так же удачно, как «Танец». (Щукин - Матиссу)
К моменту создания панно, Матисс уже активно выставляется на парижских салонах, обязательно указывая владельца полотен - Сергея Щукина. Так было и с "Танцем" и "Музыкой".
Французская публика встретила обе картины волной критики и даже газетных карикатур. Это сломило Матисса и напрочь поменяло настроение Щукина, который, приехав в Париж за своими панно, в конечном итоге решил отправиться домой с пустыми руками, чем неприятно поразил и окончательно убил своего друга.
Однако Щукин привык бороться с настроением толпы у себя, в Москве. Так что в результате парижские настроения лишь раздразнили коллекционера, и он решил не отказываться от картин, вызывавших в нем столько эмоций.
Сударь, я нахожу в вашем панно "Танец" столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными.
Сам же Матисс, чьи работы в прессе назвали уродливыми, дисгармоничными, неприемлемыми, лишь говорил, что его цель, напротив, была в поиске того самого баланса, который приводит к простому человеческому наслаждению и спокойствию при взгляде на картину.
«Все, что я хотел, это уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не тревожит людей. Я хочу, чтобы каждый уставший, надорванный, изнуренный человек вкусил перед моей живописью покой и отдых».
В результате "Танец" и "Панно" стали практически визитной карточкой Матисса, по которым многие и узнают этого знаменитого художника.
Но мало кто знает, что к "Танцу" приложил руку не только Матисс, но и сам Сергей Щукин.
Дело в том, что коллкционера смущало, что в его особняке появятся столь откровенные обнаженные фигуры, и он пару раз пытался договориться с художником скрыть наготу танцующих и музицирующих платьями.
"Сударь,я получил оба Ваших письма с эскизами картин. Они прекрасны и очень благородны по цвету и рисунку. Но увы! Я не могу поместить ню у себя на лестнице. После смерти одного из моих родственников я принял в дом трех девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам".
Разумеется, Матисс не согласился менять свою концепцию.
Так что уже в Москве Щукин, озадаченный, как бы не травмировать нежную детскую психику, решил немножко "подмалевать" выдающуюся часть тела мужской фигуры в хороводе.
До сих пор идут споры, заметил ли Матисс эти изменения, когда гостил у Щукина в Москве. Поговаривают, что заметил и тактично промолчал: в конце концов, главное, чтобы заказчик был доволен.
Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если понравилась статья, и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новый выпуск "Очень странного искусства".