Найти тему
(не)детское искусство

Сергей Щукин любил картины Матисса. Но одну ему всё-таки пришлось исправить

Оглавление

У Сергея Щукина и Анри Матисса было много общего. Оба росли в семьях торговцев, оба прекрасно разбирались в текстиле, оба обожали искусство и понимали, чего хотят от живописи: никаких трагедий и ужасов, никакой драмы и слёз: только чистая гармония и красота.

Разумеется, под "влюбился" имеется в виду великая влюбленность в талант и потенциал Матисса, который раскрылся в том числе благодаря пристальному интересу Щукина. Но обо всем по порядку

Начало

Сергей Щукин (1854 - 1936) был одним из четырех сыновей купца, торговца тканями Ивана Щукина. Все парни в семье увлекались искусством. Правда, лишь Сергея потянуло на современную живопись: остальные коллекционировали древности и нестареющую классику, так что увлечения брата не поняли, но поддержали.

Анри Матисс (1869 - 1954) был сыном торговца зерном и мастерицы по керамике. Увлечение живописью пришло к нему после аппендицита. В больничной палате мальчик попросил краски и бумагу, и вскоре, оставив все прежние мечты, отправился учиться живописи в Школу Декоративных искусств.

Выпускник, молодой художник, Матисс не особо пользовался спросом. Покупали его дешево, на салонах он еще не успел завоевать популярность и почет. Но приезд Щукина в Париж и визит в мастерскую художника поменяли всю его жизнь.

-2

Знакомство, дружба и работа

В первый же визит к Матиссу Щукин приобрел у него картину и офорт. "Натюрморт с супницей" стал первым большим полотном, которое заинтересовало русского коллекционера, и он попросил художница отдать ему картину на несколько дней: присмотреться. Ну а, присмотревшись, Сергей Щукин начал заказывать у Матисса другие полотна, буквально одно за другим.

Игра в шары, 1908
Игра в шары, 1908

В общей сложности коллекция Щукина насчитывает 41 полотно Анри Матисса.

Никто не понимал столь отчаянной, маниакальной увлеченности Щукина, который посвятил творчеству парижанина целый "Розовый зал" в своем особняке. И лишь спустя несколько десятилетий ценность такого "сумасшедшего собирательства" наконец стала ясна.

Как вспоминал Матисс, приходя в мастерскую, русский коллекционер всегда знал, чего он хочет: насмотренность и хороший вкус позволяли ему выбирать самые интересные полотна и отличать действительно стоящие вещи.

«Он всегда выбирал лучшее. Иногда мне было жалко расставаться с холстом, и я говорил: «Это у меня не вышло, сейчас я покажу другое». Щукин внимательно глядел и, в конце концов, говорил: «Беру то, что не вышло».
Один из залов Щукинского особняка на Знаменке
Один из залов Щукинского особняка на Знаменке

Одним из самых любимых полотен Щукина было "Арабское кафе".

«Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше всех других, и я смотрю на нее ежедневно не меньше часа. (Щукин - Матиссу).

-5

Одним из самых крупных заказов Щукина Матиссу стала "Красная комната" или "Гармония в красном".

Правда, мало кто знает, что изначально картина должна была быть синей и задумывалась как "Гармония в синем", отлично сочетающаяся с интерьерами щукинского особняка.

Но что-то пошло не так и синий показался Матиссу неправильным цветом. Показав уже готовую работу и даже дав ее сфотографировать, художник перекрасил всё в ярко-красный.

Если очень хорошо приглядеться, то внизу картины видно узенькую полоску, отличающуюся по цвету от остального полотна. Примерно такого цвета и была вся картина, пока Матисс не решил, что цвет его настроения определённо не синий.
-6

Танец и Музыка

Щукин любил вписывать картины в свой богатый интерьер. Он покупал живопись прежде всего не потому, что это - искусство, а потому, что оно чудесно будет смотреться в его гостиной или столовой (там, кстати, кто только не "смотрелся": у Щукина были и Пикассо, и целый алтарь Гогена, и еще множество полотен других известных художников).

Так вот, для лестничных пролетов своего роскошного особняка Щукин решил заказать у Матисса сразу два полотна: "Танец" и "Музыку". Оба должны были быть большими, в формате панно, и оба должны были отражать определенные настроения и увлечения владельца картин. Например, заказывая "Музыку", коллекционер особо подчеркнул в письме своему парижскому другу, что в доме на Знаменке любят слушать Баха и Бетховена.

В моем доме много музицируют. Каждую зиму дается около девяти концертов классической музыки (Бах, Бетховен, Моцарт). Панно «Музыка» должно до какой-то степени указывать на этот характер моего дома. Я вполне доверяю Вам и не сомневаюсь, что панно «Музыка» будет так же удачно, как «Танец». (Щукин - Матиссу)

Танец
Танец
Музыка
Музыка

К моменту создания панно, Матисс уже активно выставляется на парижских салонах, обязательно указывая владельца полотен - Сергея Щукина. Так было и с "Танцем" и "Музыкой".

Французская публика встретила обе картины волной критики и даже газетных карикатур. Это сломило Матисса и напрочь поменяло настроение Щукина, который, приехав в Париж за своими панно, в конечном итоге решил отправиться домой с пустыми руками, чем неприятно поразил и окончательно убил своего друга.

Однако Щукин привык бороться с настроением толпы у себя, в Москве. Так что в результате парижские настроения лишь раздразнили коллекционера, и он решил не отказываться от картин, вызывавших в нем столько эмоций.

Сударь, я нахожу в вашем панно "Танец" столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными.

Сам же Матисс, чьи работы в прессе назвали уродливыми, дисгармоничными, неприемлемыми, лишь говорил, что его цель, напротив, была в поиске того самого баланса, который приводит к простому человеческому наслаждению и спокойствию при взгляде на картину.

«Все, что я хотел, это уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не тревожит людей. Я хочу, чтобы каждый уставший, надорванный, изнуренный человек вкусил перед моей живописью покой и отдых».

В результате "Танец" и "Панно" стали практически визитной карточкой Матисса, по которым многие и узнают этого знаменитого художника.

Но мало кто знает, что к "Танцу" приложил руку не только Матисс, но и сам Сергей Щукин.

Дело в том, что коллкционера смущало, что в его особняке появятся столь откровенные обнаженные фигуры, и он пару раз пытался договориться с художником скрыть наготу танцующих и музицирующих платьями.

"Сударь,я получил оба Ваших письма с эскизами картин. Они прекрасны и очень благородны по цвету и рисунку. Но увы! Я не могу поместить ню у себя на лестнице. После смерти одного из моих родственников я принял в дом трех девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам".

Разумеется, Матисс не согласился менять свою концепцию.

Так что уже в Москве Щукин, озадаченный, как бы не травмировать нежную детскую психику, решил немножко "подмалевать" выдающуюся часть тела мужской фигуры в хороводе.

До сих пор идут споры, заметил ли Матисс эти изменения, когда гостил у Щукина в Москве. Поговаривают, что заметил и тактично промолчал: в конце концов, главное, чтобы заказчик был доволен.

-9

Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если понравилась статья, и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новый выпуск "Очень странного искусства".