Не помню книгу, которую читала бы так жадно. На лету. Проглотила залпом. И вроде столько в ней «вкусного», смакуй — не хочу. Но у меня не получилось. Не могла остановиться.
Марина Степнова — современная русская писательница. Самый известный, многими любимый роман писательницы — "Женщины Лазаря". Но есть ещё "Хирург", "Безбожный переулок", сборники рассказов. Почитатели творчества Степновой уже привыкли, что каждая её книга становится событием. Так на глазах происходит и с романом "Сад".
"Сад" — исторический роман, новинка сентября 2020 года. Долгожданная. Результат 9-летней работы автора. Замечательная книга. Теперь уже могу сказать это сама.
О чём книга
1869 год. Барская усадьба Анна в Воронежской губернии. Муж (50 лет) и жена (44 года), князь и княгиня Борятинские из Петербурга купили себе в провинциальной глубинке небольшое поместье с великолепным садом, чтобы приезжать сюда на лето. Блистательная пара, 25 лет вместе, взрослые дети, устоявшийся быт, высокое место в обществе, размеренная понятная счастливая жизнь.
"...Из недалёкой кухни пахло отдыхающим под полотенцем пирогом и Надежда Александровна вдруг почувствовала, что проголодалась — как в детстве — и что, как в детстве же, совершенно счастлива — остро, сиюминутно, до весёлой щекотки под коленками".
Вот так и жили. Душа в душу, идеальный брак, любовь духовная и плотская.
Но вот однажды Надежда Александровна забеременела, что для её возраста и положения считалось неприемлемым, даже неприличным. "На исходе XIX века в большом свете не принято было рожать без конца". Надежда Александровна подурнела и чувствовала себя омерзительной. Рожать можно было в молодости, а потом нужно было вести светскую жизнь, устраивать балы, заниматься благотворительностью.
Нежелательная беременность сделала временное пребывание княгини в усадьбе постоянным...
Родившемуся ребёнку никто не был рад. Только странноватый доктор Мейзель, который вёл беременность княгини, полюбил девочку как родную дочь. А потом и сама Надежда Александровна поуспокоилась, самочувствие пришло в норму, жизнь стала налаживаться. Княгиня, старших детей не растившая (как было принято в свете), всю любовь отдала позднему, очень странному, ребёнку.
Муж ревновал жену к доктору, ребёнка не принял совсем. Супруги стали отдаляться друг от друга, пока не отдалились окончательно.
Дочка Наташа, точнее Туся, так её звали близкие, родилась, что называется, не по своему веку — бунтарка без руля и ветрил...
Вот такова расширенная преамбула.
Впечатления
Первое, на что сразу обращаешь внимание, — сочный, образный язык и необычный стиль. Описания, мысли, чувства, диалоги — всё написано сплошняком. Никаких тире. Сначала даже не понятно, что начался диалог. Предложения ёмкие, "накрученные" эпитетами и описаниями, но читаются влёт. Не оторвёшься. В эти "кружева" погружаешься с головой и кажется, что наблюдаешь всё описанное самолично, изнутри.
История России, история одной семьи. Для саги довольно компактная, но, по сути, сага. Рассказ простирается на 26 лет. О чём думалось в процессе узнавания жизни Борятинских? О том, как много может изменить рождение одного единственного человека. Изменить судьбы отдельных людей и целой семьи. Перепахать безвозвратно. Перекроить характеры, приоритеты, отношения. И в основе всего всегда стоит любовь или нелюбовь, безусловное принятие или отвержение.
Роман состоит их пяти частей. Первые три и часть последней посвящены семье Борятинских и их усадьбе Анна. Сад, который и дал название роману, — проходит красной нитью сквозь всё произведение, он — один из героев, он и его состояние — отражение происходящего с героями. Молодость, расцвет, преумножение, исчезновение...
Воронежем и Петербургом география романа не ограничивается. Вводя в роман нового героя, Радовича, автор переносит читателей из Воронежской губернии в Симбирск. Друг Радовича — Александр Ульянов. Да-да, брат будущего Ленина. В художественное произведение вписан реальный человек. Вписан для отражения характера Радовича. Приём нынче модный, накатанный. Для усиления вкуса. Учитывая, что роман исторический, это не выглядит неприемлемо. Но всё-таки слишком смело, на мой взгляд...
Не скрою, был момент, когда мне показалось, что текст распадается на самостоятельные части, но в конце романа всё сплелось воедино и заняло свои места. Не могу сказать, что в конце книги нашла ответы на все вопросы. Книга выглядит как произведение с открытым концом. Слышала, будто бы Степнова планирует писать продолжение.
Роман "Сад", безусловно, интересный исторический роман. Писательнице удалось окунуть современного читателя в непростую историческую эпоху. И не просто окунуть, а до косточки пробрать, задеть, тронуть через судьбы героев. Живые, страдающие, мечущиеся люди... Роман Марины Степновой получился и изящным, и жизненным одновременно. И, к счастью, лишённым "чернухи". Это такая редкость в современной отечественной прозе.
В заключение несколько цитат из книги
- "Люди видят только то, что хотят видеть".
- "... не очень молод, очень некрасив, очень богат и очень умён — все необходимые составляющие будущего женского счастья в едином сосуде" (о муже Лизы).
- "Суди людей не по сословию, не по достатку, не по намерениям или помыслам. А только по их поступкам. Истинная ценность человека — в том, как он поступает, а не как называется".
А Вы читали книгу Марины Степновой "Сад"? Поделитесь своими впечатлениями.