Найти в Дзене
Кадыкчанский заметил

Как сделаны атланты

Об одной из главных достопримечательностей Петербурга – колонне Монферрана – написано очень много, но, несмотря на это, историки не спешат вносить коррективы в официально принятую версию её происхождения. В данном случае для нас не столь важно даже, из природного гранита она создана или из искусственного. Главное – она не является монолитом. И это соответствует здравому смыслу.

Противоречит логике ответ на один из главных вопросов: «Зачем?» Зачем надевать штаны через голову, если можно сделать это обычным способом. А обычный способ – это добыть и привезти то, что является посильной задачей. И как мы убедились на примере составных колонн Казанского собора, доставлять грузы весом до десяти тонн в девятнадцатом веке уже могли.

Причём использовались для этих целей все самые современные на то время технологии обработки камня, машины и механизмы. А вовсе не телеги, запряжённые лошадьми, как думают некоторые наивные альтернативные исследователи. Для многих кажется фантастикой даже сама мысль о том, что наших прабабок и прадедов не удивляли такие же привычные для нас вещи, как стиральные машины, поезда и телефон.

А многие достижения наших предков теперь уже кажутся фантастикой для нас. Например, искусственный камень и безобжиговый кирпич, которые производились до Первой мировой войны массово, мы заново «изобрели» только в конце двадцатого века.

Но изобретать заново бульдозеры, экскаваторы и подъёмные краны с приводом от паровых машин нам нужды уже нет, потому что у нас имеются более совершенные машины. И оттого, что нам кажется, будто в девятнадцатом веке строительной техники не существовало, мы впадаем в известные заблуждения, главным персонажем которых стал неграмотный мужик в лаптях с зубилом и молотком в руках.

Конечно, нет. Колонну Монферрана строили грамотные проектировщики, инженеры и строители. И строили они её на месте, используя все самые передовые технологии. В дело шли целиковые блоки из природного гранита, возможно, кирпич или бетон, а также искусственный камень. Причём кто сказал, что искусственный камень может быть создан исключительно путём отливки из раствора?

Вот, к примеру, образцы колонн, созданных из материала, который специалисты однозначно классифицируют как натуральный камень.

-2

Между тем мы не можем не верить своим собственным глазам, ибо видим бетонный столб, облицованный… «натуральным гранитом». Я полагаю, что весь фокус заключается в стереотипном мышлении, которое не позволяет даже допустить саму мысль о том, что массу для приготовления искусственного камня можно создать без применения связующего вещества.

Вовсе не обязательно сыпать в строительную смесь цемент или известь. Существуют ведь и другие возможности лишить вещество свойства, которое специалистам известно как адгезия. Напомню, что силы, способствующие возникновению сцепления между частицами вещества, называются когезией, а силы отталкивания друг от друга между частицами называются адгезией.

Так вот, когезия может возникать не только благодаря кристаллизации извести или цемента, находящихся в составе смеси, но и в результате диффузии самих частиц, являющихся составными этого вещества. Например, кусочки полевого шпата, кварца и слюды, обмениваясь своими молекулами друг с другом, под воздействием давления осадочных пород в толщах земли превращаются в гранит. Без всякого цемента. Для формирования гранита достаточно одного только давления.

Но ведь когезия может возникнуть и по другим причинам, например, если подводить тепло. Спекание частиц также приводит к возникновению монолита. Но есть ещё и химический вариант решения этой же задачи. Тот же безобжиговый кирпич как делали в старину? А его не просто формовали и затем сушили. В глину добавляли некий реактив, способствовавший растворению вещества, которое после испарения растворителя, в результате кристаллизации, вскоре превращалось в единое целое – твёрдый кирпич.

Но повторюсь. Главное для нас то, что колонна Монферрана – это сборная конструкция, состоящая из десяти отдельных сегментов цилиндрической формы, диаметр основания каждого из которых чуть больше диаметра верхней части. На снимках колонны, обработанных с помощью различных фильтров, можно отчётливо рассмотреть каждый из составных сегментов.

-3

Вердикт этому объекту вынесен: официальная версия конструкции и происхождения Александрийского стопа не имеет ничего общего с действительностью.

Но! Это вовсе не означает, что другие, менее монументальные, объекты в Петербурге также состоят из различных частей. Многие колонны на самом деле целиком вырублены из гранита и обработаны механическим способом, хотя и не руками камнерезов, а на токарных станках с приводом от паровых машин. Но это колонны. А как быть со скульптурами и барельефами?

Ответом на этот вопрос может быть только одна гипотеза: большинство из изделий изготавливалось с помощью сверлильных и фрезерных станков с режущим инструментом, изготовленным из легированной стали, массовое производство которой началось в 1871 году. Однако напомню, что большинство изобретений человечества имеет искусственно заниженный возраст. Например, телеграф, реактивная артиллерия и подводные лодки использовались в армии флоте Российской империи задолго до их официального появления на свет.

Теперь главное: происхождение скульптурных изображений атлантов на Миллионной улице в Санкт-Петербурге. Я считаю этот вопрос очень важным, потому что внятных версий их происхождения не существует по сей день. Кто-то убеждён в том, что это литьё, кто-то по старинке продолжает твердить про сто пятьдесят мужиков с зубилами, которыми руководил Теребенёв, но из всей массы известной информации, а также слухов и домыслов достоверной можно считать только один факт:

«В 1846 году Теребенёв изготовил модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята Комиссией». (Википедия)

-4

Всё остальное – набор сказок, причём неумных. За два года… Десять статуй… Которые почти миллиметр в миллиметр повторяют друг друга… Ну-ну…

Статуи, конечно же, отличаются друг от друга деталями, но лишь незначительно. Уже существует такой вид спорта, когда соревнующиеся обнаруживают ранее незамеченные отличия одной статуи от других. Именно это обстоятельство легло в основу уверенности многих в том, что «это литьё». К тому же ведь и арматуру в ногах атлантов нашли. Да, проще всего предположить, что фигуры атлантов все были отлиты в одну форму, а немного спустя, пока раствор ещё на схватился окончательно, некоторым экземплярам сделали некие доработки, чтоб они хоть чем-то отличались.

Но в том-то вся и беда, что, как в случае с колонной Монферрана и с фасадными колоннами Исаакиевского собора, анализ камня при его изучении под микроскопом не оставляет сомнений в том, что перед нами на самом деле природный гранит. Причём понятно даже, откуда именно этот гранит привезли.

Сердобо́льский грани́т – это гранито-гнейс, который добывали с конца восемнадцатого века до тридцатых годов двадцатого века в Карелии, недалеко от города Сердоболь, который ныне стыдливо, на иностранный манер, называют Сортавалой.

Так в чём же дело? Как ОНИ смогли ЭТО совершить? Главным препятствием на пути к разгадке этой тайны опять-таки стоят внедрённые в сознание стереотипы. А кто сказал, что точные копии с оригинала можно делать только на глазок или литьём? А что, других способов мы не знаем?

В том-то и дело, что всё находится прямо у нас перед носом. Достаточно только пошевелить мозгами и не лениться. Представим, что вам необходимо изготовить дубликат ключа от входной двери. Допустим, что к вам тёща из Москвы на месяц приехала. Что вы делаете? Правильно. Идёте к мастеру. А мастер что делает? На глазок точит вам ключ, похожий на принесённый вами? Наверное, самим уже смешно стало. И мысль моя уже замаячила ясно-ясно.

Копировально-фрезерный станок для изготовления ключей
Копировально-фрезерный станок для изготовления ключей

Да, слесарям и механикам издавна известен простой способ копирования изделий по шаблону с помощью незамысловатого приспособления, которое называется пантограф. Сегодня некоторые умельцы используют самодельные пантографы у себя в гаражах и на балконах. В промышленности же применяют иные, более сложные станки, которые называются дупликарверами.

И вероятность того, что наши прадеды были идиотами, стремится к нулю, потому что сохранилось достаточно много сведений о том, что пантографы в девятнадцатом веке были распространены куда больше, чем сейчас, и грамотные инженеры-механики об этом точно знают.

Пантограф
Пантограф

Им эти знания не удаётся применить к атлантам только благодаря стереотипу. А если не считать наших прадедов идиотами, то всё становится на свои места, и мы понимаем, что десять абсолютно одинаковых изваяний из природного гранита можно было изготовить за два года исключительно с помощью дупликарвера.

Копировально-фрезерный станок дупликарвер
Копировально-фрезерный станок дупликарвер

Конечно, станок должен быть не маленьким, и машина для его привода мощная, и резцы надёжные, а ещё и транспорт требуется явно не на деревянных колёсах. Ну, а кто вас убедил в том, что в девятнадцатом веке не существовало иного транспорта, кроме телег с каретами? А как на счёт локомобилей?

Локомобиль
Локомобиль

Стереотипом является убеждение в том, что если железные дороги начались с середины девятнадцатого века, то и паровые самоходные машины возникли одновременно с ними. На самом деле паровые машины распространились по миру ещё в конце восемнадцатого века. И не только в качестве приводов станков на заводах, но и как транспортные средства, называемые в России пароходами. А впоследствии они получили название локомобилей, которые в СССР выпускались вплоть до середины двадцатого века, пока они наконец не уступили своё место более совершенным тракторам.

Локомобиль в музее Вадима Задорожного
Локомобиль в музее Вадима Задорожного

Локомотивы, перевозящие грузы по рельсам, – это уже глубокая модернизация пароходов, ходящих по земле. Когда Ползунову и чуть позже братьям Черепановым пришла мысль о том, что, поставив пароход на рельсы, они смогу в разы повысить проходимость и грузоподъёмность пароходов, родился новый вид транспорта – железные дороги, которыми мы пользуемся и по сей день.

Подчеркну ещё раз: железные дороги – не первичное изобретение, а развитие уже существующего пароходства, т. е. усовершенствование локомобилей, которые без рельсов были довольно беспомощными. Как человек для передвижения по болоту стал использовать гати, так и локомобильные поезда встали на рельсы, чтобы не проваливаться чугунными ободьями в грунт и перевозить тяжёлые грузы с помощью крайне маломощной силовой установки.

-10

Я полагаю, что и заготовки для атлантов могли доставляться из Карелии именно пароходом. Причём в двух ипостасях: по Ладоге и Неве камни везли на пароходе в нашем нынешнем понимании, а посуху дальше, до Миллионной улицы, – на пароходе в понимании наших прадедов и пра-прадедов. И не факт, что от Дворцовой пристани до места установки скульптур ехал обычный локомобиль. Это мог быть вполне себе уже локомотив с прицепом. И, может быть, даже по рельсам.

Да и вообще, трамваи изначально появились вовсе не для того, чтобы возить пассажиров. Каждая трамвайная линия – это напоминание о днях строительства города, когда для подвоза стройматериалов прокладывались временные железнодорожные пути. А впоследствии по железным дорогам, которые стали ненужными строителям, пустили пассажирские экипажи.

Поэтому мы можем с полным правом предполагать, что одними из первых «пассажиров» петербургских трамвайных линий были именно атланты.

Больше информации в фильме: Как сделаны атланты

https://youtu.be/2YtxvQiiKCA