ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНО
"Я гений и мой плевок тоже гениален". Эти слова приписывают Пабло Пикассо. У большинства искусствоведов не возникает никаких возражений на это его заявление. Профессионалы понимают, ЧТО хотел сказать великий художник своей экспрессивной аллегорией. Творчество его пронизано общей идеей - лаконичными средствами добиваться максимальной выразительности. И этим все сказано. Возможно по эмоциональному воздействию на зрителя какие-то его картины проигрывают похожим по теме полотнам других художников ( например: "Герника" -"Апофеозу войны" Верещагина ) но это виде художника, который своими изобразительными средствами общается со зрителем, передает ему свое представление о сути явлений, оттеняет их смысл, делится своим мироощущением.
О творчестве Пикассо можно говорить много, не мазня же, его картины вызывают ассоциации, которые, что чрезвычайно важно, совпадают или почти совпадают с ассоциациями зрителей. Но что можно сказать, уставившись на черный квадрат Малевича?
Тот же аллегорический плевок, но уже в зрителя. Невольно вспоминается сказка Г.Х.Андерсена "Новое платье короля", в частности здоровый, не прикрытый ложью взгляд на реальность: " А король-то голый!". Думается, что Малевич даже обрадовался бы, если бы узнал, что его "черный квадрат" успешно подделывают современные культуртрегеры, которых сейчас обвиняют в мошенничестве за подделки его полотен, а также работ Кандинского и прочих абстракционистов-авангардистов. Давайте разберемся.
А если окажется, что эти жулики оказывают людям нужную услугу? Малевич, точно, не обиделся бы. Популяризируют ЕГО ИМЯ! Не забыли! А сам "квадрат"? Да шут с ним. Главное - ИМЯ. И это знают все художники и все, кто интересуется произведениями искусства. А если предположить, что те популяризаторы, прониклись сочувствием к любителям авангардного творчества и решили их утешить, чтобы каждый мог приобрести полотно с черным квадратом или что-нибудь этакое абстрактное. Даже состав красок подбирали! Это дорогого стоит. Какое же тут мошенничество, если на подделке всё изображение ( линии, круги, квадраты) выглядит как на оригинале? И даже "воздух" присутствует, как у Гейнсборо, хотя для таких картин это лишнее. И пусть не лукавят эксперты, мол, техника письма не авторская. Разве пользовались кривыми линейками? Хотя, возможно, использовали холст позднего производства и на этом попались? Но на художественный замысел авангардистов и на качество картин это не влияет. Малюй хоть на фанере. Просматривается реальная причина повышенного интереса к малохудожественным явлениям в изобразительном искусстве: авангардизму, конструктивизму, примитивизму, фовизму и пр. Этот интерес раздувается дельцами от искусства - деньги на жизнь "зарабатывать" надо, а откуда напастись вещами под Пикассо, Мане, даже под Леже? Нет смысла поставить на «поток» и дописывание малоценного старья "под старых голландских мастеров"? Довольно хилый источник поступлений, да и требует солидных денег на "доработку". А вот на простеньком в изготовлении, а главное - малопонятном нормальному человеку изобразительном искусстве можно заработать, тем более, что стоимость производства этого ширпотреба - мизерная. Надо лишь набрать гастарбайтеров - пару дюжин пацанов из малярной ремеслухи - и готово. Впрочем, не совсем. Необходимо изобразить на картине ее основной элемент - подпись известного, еще лучше "модного" в настоящее время, автора - главный признак атрибуции, поскольку без нее получится не картина, а мазня, которая никого не заинтересует. Ну, и остается второй, не менее важный этап – набить цену на эту продукцию, как действовали те портные из сказки о голом короле. Потом можно поставить на поток изготовление "шедевров" под уже устоявшиеся "на слуху" имена представителей всех авангардных проявлений в изобразительном творчестве. И все довольны: приобщающиеся к искусству, а точнее к арт-декору но желающие прослыть его знатоками покупатели, как правило из нуворишей, и другая сторона рынка -продавцы с изготовителями, а также всякая мошка, которая вьется вокруг этого бизнеса и кормится на нем - эстетствующие искусствоведы, распираемые апломбом консультанты, антиквары, богемная публика. Так и живут.
Е.Кожуханцев