Здание возвели всего за два с половиной месяца. Официально его еще не открыли. Исключение сделали лишь для делегации из Шри-Ланки. Вместе с ней там побывала и наша съемочная группа.
На входе — латинское изречение. «Mortui vivos docent» — «здесь мертвые учат живых». Анатомические театры появились в Европе Нового времени. Это был период, когда мореплаватели открывали новые земли, а медики углублялись в познание человеческого организма. Тогда европейская медицина отставала от арабской: католическая церковь запрещала вскрытие усопших. После снятия запрета это занятие стало не только наукой, но и развлечением.
Иван Голиков, корреспондент: «Такие места прозвали анатомическим театром, потому что действо, которое здесь происходило, было похоже на представление. Играла живая музыка, люди собирались в амфитеатре: в первых рядах сидели профессора, на вторых — студенты, чуть поодаль — зрители. При этом препарирование длилось несколько дней: начинали с брюшной полости, затем грудная клетка, череп, ну и напоследок самое «неинтересное» — конечности. Традицию организации таких театров привез из Голландии Петр I. Оттуда же и идет идея создания Кунсткамеры».
Свои «препараты» — так медики называют тела после препарирования — есть этажом выше. Как и в известном музее северной столицы, здесь можно найти новорожденных с патологиями. Например, циклопов или сиамских близнецов. А это — топографические срезы человеческого тела. Грубо говоря, вид сверху. Их толщина 3-4 миллиметра. Для сохранности их заливают оргстеклом. Используются при изучении топографической анатомии. Этот раздел занимается исследованием расположения внутренних органов относительно друг друга.
Владимир Харченко, декан лечебного и педиатрического факультетов, заведующий кафедрой анатомии человека: «Очень важно для хирурга. И если на кафедре анатомии изучают в целом строение, то есть кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, на которой все это соединяют в пространственном положении, чтобы хирург, если идет на операцию, мог в пространстве представлять, где, что справа, сверху, снизу, слева и так далее».
Оголенный нерв тут — не фигура речи, а зримая действительность. После теоретических занятий студенты приходят в анатомический музей, чтобы своими глазами увидеть устройство человеческого тела. Новое помещение оценил посол из Шри-Ланки. В прошлом дипломат - хирург-трансплантолог.
Мигахаланде Дураге Ламаванса, Чрезвычайный и Полномочный Посол республики Шри-Ланка в РФ: «Студенты могут изучать организм в трехмерном виде: ты можешь видеть их спереди, ты можешь их видеть со всех сторон. Можно познавать строение человеческого тела таким, какое оно есть. Тем более, благодаря тому, что они пластинированы, нет запаха».
Пластинация — самый современный способ бальзамирования человеческого тела. Заключается в замене воды и липидов в биологических тканях на силикон. Видно всё — от органов и мышц до сосудов. Благодаря такой сохранности медики невооруженным глазом могут определить особенности организма экспоната при жизни. У этого, например, так называемое «бычье сердце». Как известно, при отсутствии патологий орган должен быть размером с кулак. Здесь он превышает «норму» как минимум в три раза.
Владимир Харченко, декан лечебного и педиатрического факультетов, заведующий кафедрой анатомии человека: «Это гипертрофия мышцы миокарда, которая, как правило…ну, например, один из моментов — любители пива по 10 литров. Его ж надо прогнать — через почки, через сосуды. Сердце нагружается, а для того, чтобы выполнять эту работу, постоянно наращивает, наращивает мышцы. Ну, как любая мускулатура при тренировке. Ну это в общем приводит к тому, что нарушается ритм, и печальный исход».
Такие препараты делают только в одном столичном центре. Другие пополняли музей на протяжении десятилетий.
Владимир Харченко, декан лечебного и педиатрического факультетов, заведующий кафедрой анатомии человека: «Есть в нашем законодательстве в Российской Федерации, что можно использовать трупный материал в научных, учебных целях. Чаще всего это люди, которые умерли, и не имеют родственников. До 96-го года не было закона о захоронении, поэтому это не сложно было заполучить на вскрытии. Сейчас это очень строго и только с разрешения соответствующих органов».
Вскоре анатомический театр откроется официально и станет доступным для учебных занятий и подготовки студентов-медиков.