Впервые репродукцию картины Константина Флавицкого "Княжна Тараканова" я увидела в детстве (дошкольный или младший школьный возраст). Как сейчас помню: это был замечательный женский журнал "Работница", который выписывала мама. Драматургия сюжета, усиленная общим колоритом и сложным светотеневым решением, помноженное на мой юный возраст - предельно взволновали меня... Я долго рассматривала картину - поражалась и художественному мастерству художника и фантазировала: кем была эта красивая девушка? Чем она заслужила столь ужасную участь?!
И совсем недавно мне настоятельно порекомендовали прочитать историческую повесть "Княжна Тараканова и принцесса Владимировская", к тому же - предложили эту самую книгу. Детские воспоминания вспыхнули с новой силой и я с удовольствием согласилась, и приоткрыла завесу тайны, окружавшую эту неоднозначную личность.
Истинная княжна Тараканова была дочерью императрицы Елизаветы Петровны, рожденная в тайном браке с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским (был еще и сын, о котором мало что известно). Поскольку, брак был тайный (хотя и законный), и права престолонаследия не могли реализоваться, императрица опасалась политических интриг и манипуляций. Возникновения честолюбцев, авантюристов, корыстных недоброжелателей, пытавшихся воспользоваться ситуацией в своих собственных интересах.
Дочь Елизаветы Петровны носила имя Августы, а почему она получила фамилию Тараканова - трудно сказать. Было предположение, что по месту рождения своего отца - слобода Таракановка, но нет такой слободы во всей Черниговской губернии откуда родом граф Разумовский. Где находилась и воспитывалась принцесса Августа до 1785 года (до 40-летнего возраста) - нет сведений.
В настоятельских кельях Московского Новоспасского монастыря находится портрет принцессы Августы. В монашеском одеянии была сделана копия с этого портрета, с надписью: "Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни своей скончалась 1808 года и погребена в Новоспасском монастыре".
По именному повелению Екатерины II, в 1785 году принцессу Августу доставили в Ивановский монастырь. Все свое время она посвящала молитве, чтению и рукоделию (вырученные за свои труды деньги отдавала нищим). Последние годы своей жизни она провела в безмолвии и считалась праведною. Роста она была среднего, худощавая и чрезвычайно стройная. Не взирая на годы многолетнего заключения и преклонный возраст, ее лицо сохраняло остатки редкой красоты (в портрете угадывается сходство с Елизаветой Петровной).
4 февраля 1810 года монахиня Досифея скончалась (ей было 64 года). Эта дата указана на надгробном памятнике (более верно, чем на обороте портрета). Похоронили Досифею не в том монастыре где она жила (и не на общем кладбище), а в Новоспасском монастыре - в усыпальнице рода бояр Романовых, где в XVII столетии погребались родственники царственного дома.
Как рассказывают, дочь Елизаветы Петровны безропотно приняла свою непростую судьбу, отличалась кротким тихим нравом. Говорят о визите к ней Екатерины, и беспрекословном согласии сокрыться от света в тайном уединении, не допустить, таким образом, возможность политических замешательств и потрясений.
Между истинной принцессой и самозванкой "с польским следом", беспрестанно менявшей имена и наделавшей немало шума в Европе - нет ничего общего.
Ловкая авантюристка получила превосходное образование, она непринужденно держалась в среде высокопоставленных государственных лиц и была осведомлена о дипломатических тайнах кабинетов. При ее незаурядном уме - обладала редкой красотой (косила на один глаз, но это не портило ее замечательной красоты). Всегда весела, любезна и обходительна. Кокетливая, играючи сводила с ума мужчин и увлекала в свои сети. Таинственная искательница приключений любила роскошь, удовольствия, отличалась мотовством и фривольным поведением (одновременно имела по несколько любовников).
Один из красивейших людей своего времени, граф Алексей Григорьевич Орлов, воспользовался для ареста "всклепавшей на себя имя" ее страстной натурой и сильной склонностью к чувственным наслаждениям - изобразил страстно влюбленного (даже просил ее руки). Самозванка с первой встречи была очарована графом и во всем поверила ему. В письме императрице, Орлов так описывал ее наружность: "Оная женщина росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела ни черна, глаза имеет большие, открытые, цветом темно-карие, косы и брови темно-русы, а на лице есть и веснушки. Говорит хорошо по-французски, по-немецки, немного по-итальянски, разумеет по-английски, думать надобно, что и польский язык знает, только никак не отзывается; уверяет о себе, что она арабским и персидским языком очень хорошо говорит... Свойство она имеет довольно отважное и своею смелостию много хвалится".
В 1863 году в Петербурге, на художественной выставке Академии Художеств внимание публики привлекала картина даровитого художника Флавицкого "Княжна Тараканова". В 1867 году эта картина была отправлена на Парижскую всемирную выставку. Она изображает привлекательную молодую женщину, одетую в богатое (и сильно поношенное) платье из бархата и атласа, стоящую на кровати, покрытой овчинным одеялом.
Ужас и неизбежность скорой гибели отражаются в позе и выражении лица несчастной женщины. Не стоит отрицать и тот факт, что в самой фигуре княжны много театрального. Эффектное зеленоватое освещение, неизвестно от какого источника льющегося через окно, вместе с зеленоватой водой усиливает это впечатление.
Успех картины Константина Флавицкого (высокая оценка знатоков художественного исполнения и присуждение награды) способствовало публичному распространению уверенности в истине небывалого происшествия, придуманного досужими иностранцами. Действительно, самозванка была заключена в Петропавловской крепости. Куда попала в сильно ослабленном болезнью и беременностью состоянии и скончалась 4 декабря 1775 года.
В Петербурге сильное наводнение случилось в 1777 году. Казематы Петропавловской крепости были залиты. После этого стали рассказывать будто заточенную "княжну Тараканову" не вывели из каземата (или не хотели вывести) - и она утонула. Со временем этот слух вполне утвердился. На самом деле, пленница содержалась в верхних отделениях Алексеевского равелина, куда вода едва ли могла подняться, и умерла двумя годами раньше наводнения...
Работая над картиной, художник прекрасно осознавал, что в основе сюжета - досужие домыслы и догадки. Он намеренно сделал такой выбор.
Это и понятно. Много в этой запутанной истории остается нераскрытых тайн и загадок, которые возбуждают разные подозрения и будоражат воображение.
P.S. Не могу не сказать. Меня очень повеселило, что автор рассказа про женщину, прожившую свой короткий век под разными именами - сам имеет два имени: П. И. Мельников (Андрей Печерский).