Мало кто знает, что самый большой лагерь для пленного высшего командования противников СССР в Отечественной войне располагался в селе Чернцы неподалеку от Иваново.
До революции в этом старинном селе, стоящем вдалеке от больших дорог, находилась усадьба состоятельных помещиков и фабрикантов Дедловых – она и стала на тринадцать лет местом заключения четырехсот немецких, японских, венгерских и итальянских офицеров.
После октябрьского переворота большевики устроили в покинутой прежними хозяевами усадьбе санаторий железнодорожников, который успешно работал до военных лет.
К середине Отечественной войны встал вопрос – где держать ставших уже многочисленными важных пленников (всего из четырех миллионов попавших на территории СССР в плен немцев одних только генералов было более шестисот). Сдавшегося в плен в самом конце января 1943-го года Фридриха Паулюса, командовавшего группой немецких армий под Сталинградом, держали сначала в Спасо-Ефимьевом монастыре в Суздале.
Но, несмотря на внушительные стены монастыря, это место не считалось надежным, поскольку всем, и немцам тоже, было известно, что там военная тюрьма – и руководство НКВД опасалось, что враги смогут подготовить операцию и выкрасть важного пленника. Тогда срочно обустроили новое секретное место для содержания немецких офицеров, им и стал бывший санаторий рядом с расположенным в ивановских лесах селом Чернцы.
Часто возникают споры, как правильно называть Паулюса – генералом или фельдмаршалом. Юридически Фридрих Паулюс был на момент сдачи в плен уже фельдмаршалом – Гитлер присвоил ему это звание ровно за сутки до плена. Причем, в радиограмме о новом звании Гитлер напомнил Паулюсу, что сдавшихся в плен фельдмаршалов в Германии еще не было, намекая стоять до конца - но войска немцев под Сталинградом уже ничего не могло спасти. Конечно, Паулюс не успел получить атрибуты нового звания, так что на всех пленных снимках он в генеральской форме и погонах.
Фельдмаршальский жезл и погоны Паулюс все же получил от собратьев по заключению в спецлагере в Чернцах, и вырезаны эти атрибуты были из дерева – немудрящее рукоделие было одним из развлечений узников.
Условия проживания в «Лагере специального назначения №48», как условно называли в документах тюрьму Паулюса в Чернцах, были очень хорошими – гораздо лучшими, чем жило большинство советского населения даже в мирное время. Усиленное питание, на котором отощавшие под Сталинградом офицеры быстро поправлялись, хорошие врачи, теплый туалет и водопровод – не каждый пионерский лагерь даже и в 80-х годах мог похвастаться таким набором удобств.
Узники гуляли в парке под столетними, высаженными еще старыми помещиками, липами, получали из дома письма и посылки (причем Паулюсу письма доставляли советские разведчики-резиденты прямо из рук жены, минуя гитлеровскую цензуру), имели право носить свою военную форму, работали только по желанию и даже смотрели кино.
Сам Паулюс в плену увлекся живописью, говорят, одна из его картин есть в краеведческом музее в Иваново. По праздникам офицеров баловали пивом, а начальник лагеря брал Паулюса и других высших немецких командиров на охоту. Все это делалось, конечно, с далеко идущими целями – больших немецких офицеров, попавших в плен, одного за другим Советы старались перетянуть на свою сторону и сделать рупором антигитлеровской пропаганды.
Фридрих Паулюс держался своих прежних ценностей ровно год, и столько же времени и провел в Чернцах. Когда он согласился перейти на советскую сторону, его перевели в Москву – причем уезжал он из тюрьмы-санатория неохотно. И на Нюрнберский процесс Паулюс попал уже только в качестве свидетеля и помощника обвиняющей стороны, чем шокировал подсудимых немецких бонз, считавших себя даже менее виноватыми, чем боевой генерал.
А в Чернцах лагерь высокопоставленных военнопленных существовал до середины 1950-х годов, к концу войны обитатели лагеря пополнились пленными из числа японского командования, был там даже один член японской императорской семьи.
Сейчас бывшая усадьба совершенно запущена, но зато в сельской школе есть небольшой музей, экспонаты в котором собирала одна из местных работниц лагеря. О лагере напоминает и участок кладбища в Чернцах, где на огороженном квадрате земли с черным крестом посередине похоронены несколько десятков офицеров, умерших в плену.
Несколько лет назад силами Бундесвера кладбище было отремонтировано – но немецкие и японские туристы, проезжающие мимо в Суздаль, сюда все равно не заезжают, об этом месте мало кому известно.
Друзья, расскажите, приходилось ли вам бывать в интересных местах, куда туристы обычно не заглядывают?
еще по теме: