Для любого, кто читал повесть Льва Толстого "Дьявол", встает вопрос: почему в повести два финала?
Повесть была опубликована посмертно
Начнем с того, что повесть была написана в 1889-1890 годах, а опубликована в 1911 году, то есть уже посмертно. Возможно, Лев Николаевич выбрал бы какой-то один финал, если бы именно он издавал повесть, но об этом нам уже не узнать. Удивляет так же, что сам он отложил рукопись и не издавал ее. С другой стороны, это вполне объяснимо: ведь «Дьявол» - одна из самых личных историй Льва Толстого, в которой он описал свою преступную связь с крестьянкой Аксиньей.
Эта повесть о влюблённости Толстого в крестьянку Аксинью
С Аксиньей граф связался за два года до свадьбы. Поначалу это были просто отношения, основанные на влечении, но вскоре они перетекли в нечто иное. И вот уже в дневниках Лев Толстой пишет, что думает об Аксинье как о своей жене. Между тем она уже была замужней женщиной, и брак с ней был невозможен как минимум по этой причине. Аксинья родила сына от писателя, который впоследствии работал кучером у Толстых. Об этом факте знали все в семье, в том числе Софья Андреевна, которая ненавидела Аксинью и всю жизнь бередила в себе ревность к ней. В повести «Дьявол» героиню зовут Степанида. Ее имя является соединением Соломониды и Аксиньи, средним арифметическим из двух имен. Оно простонародное, но не распространенное. И в нем есть отчетливый «мужской» элемент.
Так все-таки, почему в черновом варианте два финала?
В конце повести Евгений говорит о Степаниде:
«Ведь она черт. Прямо черт. Ведь она против воли моей завладела мною».
В другом варианте финала он говорит:
«Господи! Да нет никакого Бога. Есть дьявол. И это она. Он овладел мной. А я не хочу, не хочу. Дьявол, да, дьявол».
В первом варианте повести Евгений застрелился. Во втором – убил Степаниду. В обоих случаях его сочли сумасшедшим. В обоих вариантах последние абзацы одинаковые.
«И действительно, если Евгений Иртенев был душевнобольной, то все люди такие же душевнобольные, самые же душевнобольные – это несомненно те, которые в других людях видят признаки сумасшествия, которых в себе не видят».
То есть Лев Толстой не видел другого финала, кроме как сумасшествия - для своего героя. Он должен был кончить плохо, выйти сухим из воды не получится. Тем более странно, что он так написал, ведь сам граф бросил Аксинью и женился на Софье Берс. Складывается впечатление, что он вложил в эти два разных, но по сути одинаковых финала свою неудовлетворенность как мужчины, свою повышенную страстность, которая не могла найти нормального выхода, кроме как через преступление. Он страдал от этого, но ничего не мог с этим сделать – ведь именно на этой почве были многочисленные ссоры между ним и женой (но, конечно, не только на этой почве).
Свою страстность он считает сумасшествием
преобладанием животного чувства над разумом. Не зря Позднышев в «Крейцеровой сонате» говорит о том, что люди в браке должны сходиться только для зачатия детей. А особенно нужно воздерживаться, когда жена кормит грудью или беременна. Поскольку далеко не все женщины холодны к мужьям в эти периоды, возникает предположение, что Софья Андреевна была не рада вниманию мужа в периоды беременностей и кормлений, а ведь они у нее были непрерывными в течение более 10 лет.
Такой накал страстей в доме приводил обоих к безумию. Получается, свое состояние Лев Толстой передал в повести «Дьявол». И не важно, застрелил Евгений себя или Степаниду, главное, что в любом случае он безумец, как и все мужчины, потому что ими управляет страсть, с которой они не могут справиться.
Интересно, что писатель здесь обобщил эту мысль на всех мужчин, но ведь не все мужчины имеют такой темперамент, а следовательно, и такие муки. Точно так же любопытно, что он обобщает на всех женщин холодный темперамент, упуская из виду, что сколько слишком чувствительных мужчин, столько и чрезмерно пылких женщин. Получается, по сути такое безумие свойственно не только части мужчин, но и части женщин. Печально, что в повести писатель все-таки не увидел выхода из ситуации.
Согласны или нет? Читали ли повесть?