Порода сформировалась естественным образом под воздействием суровых климатических условий штата Мэн, хотя существуют и «альтернативные» версии (разного рода легенды) о происхождении мэйн-кунов. В литературе мейн-куны впервые упоминаются в 1861 году. К этому времени относится статья о коте по кличке Капитан Дженкс с корабля «Морская лошадь».
Он был показан на выставках в Бостоне и Нью-Йорке в 1861 году и положил начало ранней популярности породы, но на рубеже XIX—XX веков мейн-кунов опередили более пушистые персы. Мейн-куну как породе удалось выжить только благодаря тому, что фермеры отдавали должное его размерам и охотничьим качествам.
Современный стандарт породы был принят в 1967 году, а в 1990-х мейн-кунов настигла настоящая популярность. Но впервые зарегистрированы в качестве породы мейн-куны были в 1908 году в фелинологической федерации CFA, где кот породы мейн-кун по кличке Molly Bond стал пятым зарегистрированным в этой федерации животным.
С 2002 года Генеральной Ассамблеей WCF на встрече в Милане принято решение о том, что на основании данных о генотипе этой породы допустимы межпородные вязки мейн-кунов с кошками следующих пород: норвежская лесная, турецкая ангора, сибирская. Решение о необходимости и уместности таких вязок принимается руководителем клуба.
Здоровье и болезни
Мейн-куны в основном — здоровая и выносливая порода, приспособленная к климату со снежными зимами. Анализ данных по страхованию жизни домашних кошек в Швеции (2003—2006 гг.) позволяет сделать вывод о средней продолжительности жизни мейн-кунов: 12,5 лет и больше (74 % учтённых животных этой породы; свыше половины — 54 % — прожили 16,5 лет и больше)[4].
Наиболее серьёзные болезни мейн-кунов являются общими для домашней кошки и человека. Гипертрофическая кардиомиопатия (ГКМП) — самое распространённое сердечное заболевание у кошек, не важно, чистопородных или нет. Считается, что для мейн-кунов это результат аутосомно-доминантного наследования, проявляющийся у животных среднего и пожилого возраста. ГКМП — заболевание прогрессирующее, приводящее к отёку лёгких, внезапному параличу задних конечностей и смерти. Поэтому крайне необходима своевременная диагностика. В США существует практика тестирования ДНК на ген, ответственный за ГКМП[5].
Ещё одна потенциальная проблема со здоровьем — спинальная мышечная атрофия (СМА), также генетически обусловленное (аутосомно-рецессивного наследования) заболевание, при котором поражаются нейроны спинного мозга, проводящие импульсы к скелетным мышцам туловища и конечностей. Первые симптомы появляются в возрасте 3—4 месяца. У котёнка при ходьбе покачивается задняя часть тела; когда он стоит, его коленные чашки почти соприкасаются. В 5-6 месяцев животное не может свободно запрыгивать на мебель, а при прыжке вниз часто неуклюже приземляется. Тем не менее, больные котята хорошо едят и играют; многие живут долгие годы как чисто домашние, то есть не выходящие на улицу, кошки. Тестирование на СМА также проводится[6].
Дисплазия тазобедренного сустава — его неполноценность, затрагивающая один или оба сустава; чаще всего поражаются мейн-куны и персы, как крупные породы. Заболевание также генетически обусловлено, но проявляется с возрастом, чаще у котов, в виде остеоартрита — животное начинает хромать[6].
Поликистоз почек (ПКП) — наследственное заболевание, медленно прогрессирующее, необратимое, поражающее, как считалось, персидскую кошку и родственные породы[6]. В результате недавних исследований выяснилось, что кисты почек реже встречаются у мейн-кунов и не имеют отношения к ПКП персов; генетическое тестирование на ПКП мейн-кунов, у которых были обнаружены кисты, дало отрицательный результат[7].