Мы уже знаем, что нервная сила является необходимым орудием, с помощью которого наш дух активно влияет на организм, а значит на внешний мир. Мы рассмотрели, при каких обстоятельствах живой организм вырабатывает нервную силу, а теперь рассмотрим, как дух эту силу использует.
В состав человеческого существа входит не только физическое тело, но и нечто оживляющее и приводящее его в движение – так называемое астральное тело, подчиненное почти исключительно рефлексам, то есть органическая раздражимость является причиной почти всех импульсивных движений, не исключая и душевных.
Например, когда в желудок поступает пища, то ее прикосновение к слизистой оболочке, устилающей стенки желудка, вызывает нервный рефлекс, заставляющий соответствующие железы выделять желудочный сок. Так же действуют и импульсивные психические центры: получив какое-либо внешнее впечатление, они автоматически включаются, перерабатывая впечатление в идею, которую затем передают высшим центрам.
Теперь давайте рассмотрим, как ощущение, воспринятое органом чувств, передается психическому центру.
Как учат современные физиологи, в момент восприятия из органов чувств исходит некое ощущение – особого рода колебательное движение, передаваемое сначала нервному флюиду, а от него – психическому центру. Под воздействием этого колебания подключаются психические центры, благодаря чему получают возможность проявиться соответствующие идеи.
В нашем примере колебание передается нервным флюидам с периферии (от органов чувств) организма к психическому центру, который, приходя в действие, заставляет этот же нервный флюид передавать уже другие колебания в обратном направлении (от психического центра к периферии) – соответствующим мышцам, заставляя их сокращаться.
Отсюда можно сделать вывод, что один и тот же флюид (так как другого нервного флюида в организме просто нет) способен передавать импульсы в обоих направлениях, в зависимости от того, на каком конце нервного проводника он возникает.
Но привести в действие импульсивный психический центр может не только внешнее впечатление. Того же можно достигнуть и усилием воли.
В распоряжении духа, находящегося в состоянии бодрствования, всегда имеется запас нервного флюида. Благодаря этому запасу дух может в любой момент сам воздействовать на соответствующий психологический центр и остановить любое рефлекторное движение.
Отсюда следует, что импульсивное существо, во всех своих трех проявлениях, находится между физическим телом и духом. И оно одинаково повинуется импульсам, исходящим как от одного, так и от другого, при этом выбирая сильнейший. Именно поэтому человек, постепенно перестающий воздействовать волей на импульсивные центры, тем самым приучает их полностью подчиняться внешним побуждениям и быстро становится рабом своего физического тела, вместо того чтобы быть его господином.