Найти тему
Издательство "Гангут"

К истории проектирования броненосцев типа «Полтава»

Эскадренный броненосец «Полтава» в Кронштадте в завершающий период достроечных работ
Эскадренный броненосец «Полтава» в Кронштадте в завершающий период достроечных работ

Обсуждавшиеся с 1876 года перспективы российского военного кораблестроения, согласно постановлению Департамента государственной экономии от 18 декабря 1880 года, были оформлены в виде «плана работ», подготовленного по указаниям генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича к концу зимы 1881 года под руководством управляющего Морским министерством контр-адмирала А.А. Пещурова и рассчитанного на 20 лет.
Документ разослали адмиралам на отзыв, но после убийства
1 марта 1881 года императора Александра II судьба программы оказалась под вопросом. Впрочем, после того как взошедший на престол Александр III принял решение об усилении военного флота, поступившие в канцелярию Морского министерства материалы вновь оказались востребованными.

21 августа того же года состоялось Особое совещание под председательством нового генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, определившее задачи развития флота на значительную перспективу.
На Балтийском море сохранялась задача занять первенствующее положение в сравнении с флотами других стран на этом театре и, опираясь на порты в менее замерзающих частях Финского залива, препятствовать блокаде своего побережья. Оборона планировалась активной, чтобы в удобный момент перейти в наступление.
На Дальнем Востоке требовалось лишь «наблюдать» за флотами Китая и Японии, в случае надобности направлять в Тихий океан необходимые силы из Балтийского моря.
22 сентября 1881 года Александр III одобрил представленное ему мнение Особого совещания, после чего в ходе нескольких совещаний адмиралов под председательством генерал-адмирала, состоявшихся в ноябре–декабре 1881 года, задачи флота были уточнены, на основе чего
20-летнюю кораблестроительную программу переработали, и после обсуждения на Особом совещании
13 мая 1882 года царь утвердил его журнал 20 мая.
В соответствии с этой программой на протяжении 1882–1903 годов для Балтийского флота требовалось построить 16 броненосцев — и ни одного для Тихого океана. Однако, поскольку средств в казне не хватало, строительство новых кораблей отставало от плана.

Н.М. Чихачев — управляющий Морским министерством в 1888–1896 годах.
На гравюре в чине адмирала
Н.М. Чихачев — управляющий Морским министерством в 1888–1896 годах. На гравюре в чине адмирала

Несмотря на то, что тогда самым большим броненосным флотом располагала «владычица морей» Великобритания, ее адмиралтейство, тем не менее, 7 марта 1887 года утвердило Акт о морской обороне по усилению флота.
В соответствии с ним, в
1889–1894 годах намечалось построить восемь броненосцев водоизмещением по 14 150 т (семь типа «Royal Soverein» и один «Hood») и два «малых» — по 10 500 т (типа «Centurion»). Вооружение каждого из первых восьми кораблей должно было состоять из четырех 343- и десяти 152-мм орудий, двух последних — из четырех 305-мм и такого же числа 152-мм орудий.
Тогда же угрожающе быстрыми темпами для России стал усиливаться флот объединенной Германии. В
1888 году руководивший ее адмиралтейством граф А. Монтс провозгласил идею создания «Флота открытого моря». В 1888–1889 годах в Германии разрабатывается проект броненосцев 1 класса типа «Brandenburg» — после выполнения кораблестроительной программы 1891–1895 годов четыре таких корабля существенно усилили бы флот вероятного противника на Балтике.
В связи с этим русское Морское министерство разработало программу ускоренного развития Балтийского флота на
1890–1895 годы, в соответствии с которой предусматривалась постройка броненосных кораблей 1- и 2-го классов.

В ноябре 1890 года очередной управляющий Морским министерством, вице-адмирал Н.М. Чихачев, приказал Морскому техническому комитету (МТК) разработать эскизные проекты таких броненосцев. За прототип корабля первого класса требовалось взять броненосец «Император Николай I», увеличив водоизмещение до 10 500 т и установив на корме, «если позволит вес», вторую башню главного калибра.
Причем у будущих кораблей и бортовое бронирование по первоначальному проекту выглядело подобно тому, какое было принято для броненосца «Император Александр II»: главный броневой пояс по ватерлинии простирался от носа до кормы. Однако выше него бронирование отсутствовало, что не обеспечивало защиту от фугасных снарядов новых скорострельных пушек среднего калибра. В связи с этим проект бронирования переработали, взяв за образец считавшийся самым сильным броненосцем того времени английский «Royal Soverein».

В качестве прототипа броненосца второго класса водоизмещением 8400 т Н.М. Чихачев определил броненосный корабль «Гангут», но также с установкой второй башни главного калибра, — им стал броненосец «Сисой Великий».
Руководство министерства считало необходимым, чтобы будущие броненосцы первого класса, как и английский «Sans Pareil», имели скорость 17 уз, а дальность плавания, на случай их посылки на Дальний Восток при обострении отношений с Китаем и Японией, задавалась в 7000 миль. Величина осадки кораблей не должна была препятствовать проходу Суэцким каналом, а размерения — докованию в Константиновском доке Кронштадта.
В это время в С.-Петербурге, на Галерном островке, арендованном Франко-Русским заводом, строился броненосный корабль «Наварин» (заложен
19 мая 1890 г.), в основу проекта которого легла конструкция английских броненосцев «Nile» и «Trafalgar» (водоизмещение — по 11 940 т; скорость — 15 уз (на практике около 13,5 уз); вооружение: четыре 343-, шесть 152-мм и восемь 6-фн). Построенные в 1886–1890 годах, эти корабли и определили на два десятилетия классический тип броненосца.

Вот «Наварин»-то в МТК и взяли в качестве прототипа для проектирования нового броненосца, который в рабочих проектных документах того времени первоначально так и называли — «Наварин» № 2, 3 и 4.
К концу
1890 года в чертежной МТК завершили разработку эскизного проекта «броненосного корабля в 10 960 тонн водоизмещения», представив 18 января следующего года его чертежи и модель на рассмотрение совещания адмиралов высшего командного состава флота.
После всестороннего обсуждения проект получил одобрение и
27 февраля был представлен великому князю Алексею Александровичу, который также его одобрил «для разработки в деталях».
21 мая эскизный проект (теоретический и практический чертежи) рассмотрел Кораблестроительный отдел (КО) МТК и утвердил главный инспектор кораблестроения Н.А. Самойлов, а 1 июля Комитет одобрил спецификацию по корпусу.
Затем чертежи вместе с моделью представили Александру III, который
«не изволил сделать никаких замечаний против этого проекта».
Правда, проект новых броненосных кораблей значительно отличался от «Императора Николая I», «Наварина» и английского «Sans Pareil», рекомендованных ранее в качестве прототипов при разработке.

По всей видимости, при проектировании использовался и пример первых американских мореходных броненосцев, к которым оказался очень близок русский проект, на постройку которых в числе трех единиц конгресс Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ) выделил средства. Предназначавшиеся, в первую очередь, для обороны побережья, они имели сильную артиллерию и броневую защиту.
Закладка первого из них («Indiana») состоялась
7 мая 1891 года, как раз в то время, когда в С.-Петербурге проходил согласование русский эскизный проект, а остальные два («Massachusetts» и «Oregon») — соответственно, в июне и ноябре того же года.
Каждый из них имел водоизмещение более 10 000 т, а вооружение состояло из четырех 343-мм орудий в двухорудийных башнях (на баке и юте), восьми 203-мм 30-калиберных (в четырех двухорудийных башнях по две на борт) и четырех 152-мм орудий, располагавшихся в каземате.
В строй эти три броненосца вступили через четыре года после начала постройки, но вызывали нарекания моряков недостаточной мореходностью и низкой скорострельностью орудий главного калибра.

В
августе 1893 года в САСШ заложили четвертый подобный корабль («Iowa»), но с уменьшенным до 305 мм главным калибром и заменой 152-мм орудий на 120-мм, вошедший в строй в 1897 году.
Чуть раньше американского «Indiana» во Франции заложили броненосец «Jaureguiberry», имевший четыре двухорудийные бортовые (по две с борта) башни со 152-мм орудиями.
В итоге, согласно утвержденной
1 июля 1891 года спецификации, предстояло построить три броненосных корабля водоизмещением 10 960 т со следующими главными размерениями: длина наибольшая — 114,3 (между перпендикулярами — 108,51 м), ширина наибольшая — 21 м, нормальная осадка: носом / кормой — 7,62 / 7,93 м (среднее — 7,77 м). Для формирования их корпусов надлежало использовать мягкую сталь Сименс-Мартена. Как и на построенном несколькими годами ранее (сдан флоту в 1888 г.) крейсере «Адмирал Нахимов», для уменьшения площади и массы верхней палубы верхняя часть бортов выполнялась с завалом внутрь. Таким образом обеспечивалась поперечная остойчивость при более высоком, чем на предшественниках, расположении артиллерии над ватерлинией.

Американский броненосец «Indiana»
Американский броненосец «Indiana»

Но, поскольку утвержденная спецификация касалась в основном корпусной части корабля, то практически вся остальная разработка технической документации, связанная со вспомогательными механизмами, системами и прочим судовым оборудованием, кроме типа главной энергетической установки и бронирования, возлагалась на судостроителей с указанием в спецификации общих рекомендаций.
Так, указывалось, что должна быть устроена полная пожарная система, а водоотливная, с применением магистральной трубы, расположенной на двойном дне,
«должна была согласовываться в количественном и качественном отношении с лучшими образцами прежде построенных судов русского флота, подходящих размеров и подобного же внутреннего размещения».
Также следовало
«всеми возможными устройствами и приспособлениями» упростить управление этой системой во время боя и, кроме «вывода штоков от клапанов и дверей на жилую палубу, иметь приспособления, автоматически показывающие, открыты или закрыты клапана, двери и проч., также обозначить места их на жилой палубе крупными металлическими знаками».

В части непотопляемости следовало
«сделать надлежащие устройства для наполнения водою и для освобождения от нее трех на стороне отделений бортовых коридоров для ослабления крена и особые отделения для воды в оконечностях судна для изменения дифферента».
Для управления рулем применить паровую рулевую машинку Форрестера или Дэвиса, установив ее под нижней броневой палубой.
Якорное устройство должно было состоять из двух становых и одного запасного адмиралтейских якорей с деревянным штоком массой по 1,72 т, трех «цепных канатов» толщиной 66,7 мм — двух становых длиной по 274,4 м и одного запасного, в 183 м. Паровой шпиль с компрессорами и стальные битенги со съемными крышками — системы Гарфильда, стопора — системы Легофа.
В части паровых и гребных судов надлежало предусмотреть три 34-футовых паровых катера, два 20-весельных баркаса, один 16-весельный катер, два 14-весельных легких катера, два 6-весельных вельбота (один по чертежу фрегата «Светлана», второй — клипера «Пластун») и столько же 6-весельных ялов.

Эскизный проект броненосного корабля водоизмещением 10 960 т. Вид сбоку. Одобрен журналом Морского технического комитета по кораблестроению от 21 мая 1891 года за № 85. Публикуется впервые. РГАВМФ. Ф. 876. Оп. 36. Д. 1
Эскизный проект броненосного корабля водоизмещением 10 960 т. Вид сбоку. Одобрен журналом Морского технического комитета по кораблестроению от 21 мая 1891 года за № 85. Публикуется впервые. РГАВМФ. Ф. 876. Оп. 36. Д. 1

Рангоут должен был состоять из двух стальных мачт со стрелами для подъема судовых плавсредств и с двумя марсами на каждой, с установкой на нижних по четыре 37-мм пушки Гочкиса, на верхних — двух боевых прожекторов.
В соответствии с требованием, чтобы
«жизненно важные части защищались броней возможно большей ширины, способной противостоять снарядам самых мощных орудий», главный броневой пояс, состоящий из сталежелезных плит высотой 2,29 м (из них 0,91 м над водой при нормальном водоизмещении), в средней части корпуса на протяжении машинного и котельного отделений должен был иметь толщину 406 мм с уменьшением к нижней кромке до 203 мм.
Далее к носовому (толщина — 229 мм, у нижней кромки — 152 мм) и кормовому (толщина — 152 мм, у нижней кромки — 127 мм) броневым траверзам он уменьшался до 305 мм (у нижней кромки — 152 мм).
На уровне верхней кромки главного пояса между указанными траверзами
шла горизонтальная 51-мм броневая палуба, продолжением которой далее в нос и корму являлась карапасная броневая палуба толщиной 64–76 мм, являвшаяся основной защитой оконечностей корабля.

Выше располагался каземат высотой 2,3 м, защищенный теми же броневыми плитами и той же высоты, но толщиной 127 мм.
В качестве деревянной подкладки под броню надлежало использовать длинные брусья из лиственницы толщиной 229 мм (в месте самых толстых плит по ватерлинии) и 127 мм за броней каземата.
Основное артиллерийское вооружение должно было состоять из 35-калиберных орудий — четырех 305- и восьми 203-мм орудий, установленных в двухорудийных артиллерийских башенных установках (первые — на баке и юте; вторые — по две с борта).
Указанное расположение артиллерии среднего калибра, аналогичное на отмеченных выше четырех броненосцах САСШ, давало возможность усилить огонь по носу и корме, чему традиционно придавалось значение в память о сражении у о. Лисса. Кроме того, увеличивались углы обстрела по всем направлениям, улучшались условия ведения огня в свежую погоду, когда вода попадала в открытые порты при бортовом расположении орудий среднего калибра.
Причем на момент утверждения указанной спецификации еще не был даже окончательно определен тип этих артустановок...


© В. Я. Крестьянинов, Л. А. Кузнецов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №108/2018
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut