Коммерческое электромобилестроение в России на сегодняшний день переживает период становления. Компании на российском рынке, наблюдая общемировую тенденцию перемены стратегии в сторону электродвигателей, накопителями энергии для которых выступают литиевые аккумуляторы, суперконденсаторы или водородные элементы, осознают, что именно за этой новой стратегией будущее. Однако пока эти российские предприятия предпочли тактику выжидания, а не быстрого реагирования на трансформацию мировых брендов.
Коммерческие автомобили с электродвигателем — это особый класс электромобилей для перевозки грузовиков или пассажиров с целью получения прибыли для своих владельцев. Они не предназначены для личного использования. Одиннадцатиместный открытый электробус идеально подойдет для экскурсий по историческим объектам, а электрогрузовик, перевозящий от одной до семи тонн груза на расстоянии до 200 км от розетки, — для грузоперевозок. Такие машины предназначены для работы на определенных территориях, пространство их передвижения ограничено заданным маршрутом — однако сохраняется и возможность изменения маршрута при условии нахождения на нем зарядных станций. Обычно надобности в изменении маршрута не возникает, и коммерческие автомобили бесперебойно курсируют по обычному и заряжаются в ночное время от сети 220 вольт и спокойно зарабатывают для своих владельцев немало денег.
К примеру, электробус от компании «ЭЛЬТАВР-Дилижанс» способен подняться на самые крутые и затяжные подъемы благодаря особо мощной энергоемкой литиевой батарее, а его силовая установка работает без перегрева даже при температуре выше 40 градусов по Цельсию.
Электробусы подобного класса начали производиться мировыми компаниями относительно недавно. Единственным российским производителем подобной техники, наряду с итальянским Ital Car и китайским Marshell, стал ранее упомянутый «ЭЛЬТАВР-Дилижанс».
Эта же компания выпустила электрогрузовик «ЭЛЬТАВР-ЯК», который способен везти 1000 кг груза. Преимущества этой модели по сравнению с другими, на основе двигателя внутреннего сгорания, довольно ощутимы: она не требует прогрева в зимний период, также как и замены масел, цепей, ремней, а ее клапаны не нужно постоянно регулировать. Кстати, обслуживание и ремонт «ЭЛЬ-Яка» можно выполнить на любой станции технического обслуживания, используя запчасти серийных российских автомобилей. Благодаря тому, что шасси «Яка» может комплектоваться как кузовом грузовика, так и коммунальным оборудованием, он легко превращается в многофункциональную машину.
Руководитель компании «ЭЛЬТАВР-Дилижанс» Михаил Демурия отметил: «Наша компания уже строит свои электромобили и планирует развиваться семимильными шагами. Рынок пустой не только в нашем сегменте, но и во всех остальных, касательно электротранспорта. Импорт не всегда отвечает запросам потребителя, нужны свои адаптированные решения». И если во всем мире технологии электромобилестроения развиваются быстро, то российские автолидеры не торопятся наладить серийный выпуск машин с электродвигателем. Возможно, это связано напрямую с тем, что цены на источники питания неуклонно ползут вниз. И политика выжидания оправдает себя в том случае, если эта тенденция продолжит сохраняться. Михаил Демурия приводит интересные данные по этому поводу: «Менее чем за 10 лет цена за кВт/ч литиевой батареи снизилась почти на 85% и продолжает падать! Батареи стали намного компактнее и легче при той же емкости, а токоотдача — в разы выше. Прогресс не остановить».
В первую очередь прогресс в мировом электромобилестроении напрямую коснулся сферы индивидуального некоммерческого пользования. Такие бренды, как Tesla, Nissan, Mitsubishi, Renault и многие другие, стали очень популярны и востребованы. Конечно, на это повлиял целый ряд очень важных факторов: экономичность, экологичность, практичность, простота в обслуживании, надежность, мощность, простота конструкции.
В целом прогресс электромобилестроения в России может состояться только благодаря распространению именно коммерческого транспорта. Использование электромобилей для индивидуального потребления — это единичные случаи, зависящие от уровня дохода одного человека, которые разнятся с уровнем доходов большинства населения. Но если к стратегии перехода на электродвигатели подключатся предприятия, то они смогут быстро оценить ту ощутимую выгоду, ту экономию на топливе и дорогостоящих ремонтах агрегатов, которую не может дать прежний опыт эксплуатации машин с дизельным двигателем.
Другими словами, нужен не алмаз в дорогой оправе, которым по сути является легковой электромобиль, а опытная корпорация шахтеров, которая без устали добывает эти алмазы, шлифует их, проверяет на прочность и ценность и запускает в эксплуатацию для всей массы населения.
Но есть и оборотная сторона медали, которая тормозит развитие данной отрасли во многих странах, в том числе и в России. Это, прежде всего, ограниченный запас хода в условиях неразвитой инфраструктуры электрозаправочных станций.
Ситуация такова, что в настоящее время максимальное расстояние, которое способен проехать электрокар без подзарядки, составляет около 595 км. И это не все электрокары, а только самые современные. Остальные могут проехать без подзарядки максимум 200 км. К примеру, проблема дефицита электрозаправочных станций становится очевидной на трассе М-4 «Дон» на 46-м и 119-м км, где были установлены две такие станции. Таким образом, электромобиль элементарно не будет способен доехать до следующей станции, чтобы подзарядиться.
В настоящее время в России насчитывается около 160 зарядных станций для электромобилей. Преимущественно они расположены в Москве (41 шт.), Московской области (30), Санкт-Петербурге (20). Пока они являются бесплатными для потребителей, однако при увеличении числа электромобилей планируется введение платы за использование.
Исходя из всех перечисленных факторов, можно сказать, что коммерческий электротранспорт в нашей стране пока будет развиваться исключительно локально. Это значит, что маршруты будут ограничены и у них будут четко заданные пункты загрузки и назначения (будь то грузоперевозки, доставка продуктов, экскурсионные маршруты и т.д.).
Чтобы понять, как будет развиваться коммерческая электроавтоиндустрия в России в дальнейшем, логично будет обратиться к опыту других стран. Надо сказать, что многие мировые державы уже давно прошли этап переосмысления ценностей и исключили тактику выжидания, то есть поставили перед собой конкретные задачи и перешли к их решению на практике. Прежде всего — сделали для себя приоритетной экологичность.
Электрические двигатели не выделяют выхлопных газов, благодаря чему они являются экологически чистыми — в процессе эксплуатации электрокар не загрязняет атмосферу. Однако же при производстве электромобилей и аккумуляторов для них выделяется не меньше вредных веществ, чем при производстве автомобилей, функционирующих на бензине. К тому же во многих странах нет каких-либо норм, регулирующих процесс переработки и утилизации батарей. И еще одна важная деталь: при повсеместном вводе новой электротехнологии сократится зависимость от традиционных источников (нефть, газ и т.д.), но при этом вырастет зависимость от более редких источников сырья (лития, кобальта). Тем не менее зарубежные производители берут в расчет совокупность причин, по которым производство машин с электродвигателем все-таки является наиболее оптимальным по сравнению с транспортом с двигателем на основе традиционного жидкого топлива.
К примеру, новый фургон OPEL Vivaro-e от немецкого производителя OPEL приходит на рынок как раз в тот момент, когда экологически чистая доставка товаров и предоставление услуг становятся обязательным условием во многих областях жизни человека. Экологически чистые и тихие перевозки, два типа аккумуляторов, многочисленное дополнительное оборудование гарантируют мобильность и большой объем выполненной работы в городских или пригородных условиях, даже функционирование при прохождении так называемой «последней мили». Его полезная нагрузка сравнима с грузоподъемностью аналогичных версий модели, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. OPEL Vivaro-e является единственным электрическим фургоном в своем классе, который доступен с фаркопом с тяговым усилием 1000 кг. Это значительно расширяет грузовые возможности электрофургона.
Opel Vivaro-e
Второй важный аспект, учитываемый при разработке машин с электродвигателем, — увеличение запаса хода этого вида транспорта, который пока существенно ограничен. Это происходит потому, что аккумуляторы, обеспечивающие функциональность электромобилей, довольно дорогостоящие в производстве и тяжелые. Не случайно в последнее время в мире стали популярны легкие развозные фургоны на электротяге. Чем меньше, тем экологичнее — вот принцип их создания и распространения.
Renault EZ-PRO — особого рода развозной электрофургон. Его окрестили робоавтомобилем. Необычность его в том, что он стал автономным ведущим модулем, который, в свою очередь, управляет беспилотными модулями. Последние могут двигаться как в колонне, так и по разным маршрутам. Главный робоавтомобиль оснащен кабиной, но не для водителя, а для экспедитора. Поэтому и вход тут через дверь в носовой части, а вместо рулевого колеса — джойстик. Концепция автономных электрофургонов с беспилотными модулями в перспективе позволит не только разгрузить улицы, но и увеличить грузооборот.
Интересным образцом беспилотных электрофургонов стало еще одно концептуальное транспортное средство с автономным управлением — Vision Urbanetic, разработанное подразделением Mercedes-Benz Vans в кооперации с компанией BASF. Как у каждой новой модели, у нее есть изюминка: благодаря быстросъемным кузовам машина может быть и пассажирским вэном, и грузовым фургоном.
Как утверждают аналитики лондонской компании Navigant, главное — достичь своеобразного паритета, который будет выражаться в совпадении стоимости владения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и автомобилей с электродвигателем. Если говорить о развозных фургонах, то его следует ожидать к 2030 году.
Третий аспект: как показывает мировая практика, на электромобили для доставки грузов переходят не только коммерческие компании, но и государственные. Почтовая служба Франции перевела свой автопарк на Renault Kangoo Z.E. Известнейший оператор DHL начал работать с немецким производителем электрогрузовиков SteetScooter. Среднеразмерный электрофургон SteetScooter WORK XL на базе Ford Transit стал одним из самых популярных коммерческих автомобилей в Европе и в России. С батареей емкостью 76 кВт в час WORK XL сможет продержаться без подзарядки до 200 км. Не говоря уже о том, что ввод в обслуживание электрофицированного автомобиля вместо бензинового фургона аналогичной мощности позволило сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 5 тонн ежегодно.
Аналитики из IDTechEX (Кембридж, Великобритания) склонны полагать, что рынок развозных электромобилей будет развиваться быстрее, чем частных легковых машин на электротяге. Конечно, при условии поддержки со стороны государства.
Китайская компания SAIC, в свое время представившая электрофургон среднего класса Maxus EV80 c запасом хода до 192 км и необыкновенно быстрой зарядкой за 2 часа, показывает в этом смысле очень яркий пример. Ведь в Китае они уже продаются, и успешно, в течение семи лет, а Китай, как известно, обладает самым большим рынком электромобилей в мире — во многом благодаря именно государственной поддержке.
Совсем недавно, несмотря на карантинные меры, компания Murmuration Technology из Украины представила электрогрузовик CoolOn, который разработан специально для города и имеет компактные размеры: 5000 мм в длину, 1700 мм в ширину и 2100 мм в высоту. Машину оснастили литиевым аккумулятором LiFePO4 емкостью 40 кВт/ч, которого хватит на пробег в 200 км. А благодаря модульной конструкции машины батарею можно установить как большей, так и меньшей емкости. Но это автомобиль с электромотором оригинального производства и изготовления. В нем вдвое меньше меди, что, в свою очередь, уменьшает его стоимость.
CoolOn
Наладить пассажирское междугороднее сообщение с нулевым вредным выбросом взялась компания Solaris Bus & Coach S.A., которая выпустила электробус с большим запасом хода. До этого выпускались только городские электробусы. Сверхдлинные междугородние электробусы (15 метров) Urbino 15 LE получат аккумуляторы Solaris High Energy, оснащенные шестью батареями общей емкостью свыше 470 кВт/ч. Аккумуляторы можно будет зарядить либо в депо по приципу plug-in, либо на остановках — через выдвижной пантограф. Они обеспечат нужный запас хода для междугородних перевозок. В движение Urbino 15 LE будет приводить центральный электромотор с жидкостным охлаждением CETrax мощностью 300 кВт с приводом на среднюю ось. Технология SIC поможет свести потребление электроэнергии к минимуму. Комплектация электробуса будет соответствовать стандартам Bus Nordic. Это подразумевает и тепловой комфорт в салоне, освещение и определенный тип пассажирских сидений — именно для междугородних перевозок, а также санузел по типу железнодорожного транспорта. Вмещать такой электробус будет 55 человек. Производители не обошли стороной и важный аспект безопасности на дороге. Электробус получил автоматизированные системы помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), которые включают в себя камеры Mirror Eye вместо зеркал заднего вида, а также систему обнаружения пешеходов и велосипедистов в слепых зонах MobilEye Shield. Нужно отметить, что компания Solaris Bus не новичок в производстве трехосных 15-метровых автобусов, однако они работали и на дизельном топливе, и на природном газе CNG, и опыт с использованием электродвигателя стал новаторским.
Компания Karma Automоtivе представила новый полностью электрический фургон, построенный на платформе E-Flex с возможностью автономного вождения 4-го уровня. Karma Automоtivе сделала главной особенностью своего электрофургона возможность автономного управления 4-го уровня (SAE Level 4) в партнерстве с компанией WeRide, с использованием платформы NVIDA DRIVE AGX Pegasus. Это автономная вычислительная платформа, которая гарантирует беспрецедентное количество операций — 320 триллионов в секунду. Безопасное, высокоавтоматизированное и автономное вождение обеспечивается благодаря процессорам NVIDIA XAVIER и Tensor Core. Программная платформа от WeRide обеспечивает круговой обзор в 360 градусов и ориентирование с использованием нескольких датчиков, включая лидары, радары, камеры, спутниковую навигацию GNSS и INS.
Высокие технологии постепенно проникают и на рынок электрозаправок. В мировой практике уже используются интеллектуальные станции, которые позволяют подключать к сети большое число электромобилей, выбирать точки подзарядки, а также управлять этим процессом в режиме online. В перспективе, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, новые электрозаправки будут появляться не на АЗС, а на местах длительной стоянки электромобилей: в гаражах и на парковках. Один из интересных коммерческих проектов, который сможет популяризовать использование электромобилей в России, как коммерческих, так и частных, — это каршеринг. Начало этому направлению было положено компаниями YourDrive, которая в 2017 году ввела в свой парк электрокары BMW, и «Яндекс Драйв», которая приобрела электромобили Nissan Leaf. Несмотря на то, что это были единичные проекты, связанные пока лишь с легковыми транспортными средствами, в будущем каршеринг вполне может стать одним из двигателей развития и популяризации коммерческих автомобилей на электротяге в России.