Вот и подходит к концу наша небольшая трилогия о невероятно талантливой художнице и профессиональном мозаичисте Анне Замуле 👩🏻🎨 Мы обещали рассказать о том, где можно посмотреть на работы Анны, в каких выставках она участвовала и что о её мозаичных панно пишут критики 🧐 По вашим откликам на предыдущие статьи об Анне мы поняли, что вам близок её подход к творчеству, поэтому предлагаем ещё раз окунуться в камерный мозаичный мир, пожалуй, самой лиричной московской художницы 🙌🏻
Вот что пишет о работах Анны художественный критик и искусствовед Вильям Мейланд:
«Мозаичные работы наших современников кажутся сдержанными и „бедными“ на фоне цветистых мозаик Равенны. Мы и впрямь живём в бедном мире, пропитанном ядами навязчивого гламура и архитектурного китча. Однако в этом смысле „бедность“ мелкомодульных мозаик Анны Замулы представляется отдыхом для глаз и возвратом в целительную для дыхания архаику.
Лёгкость и простота её триптиха „Деревенские мозаики“ (2009), например, или композиций с изображением рыб (2009, 2010) очищают зрение. Зритель попадает в подвижную цветовую среду, пластичность которой возникает благодаря ритмичному чередованию мозаичных структур. Произведения Анны светоносны и свободны от тоскливого жизнеподобия.
YouTube18:04
И действительно, сюжеты большинства мозаик Анны Замулы очень просты: мы уже видели её работы «Чашечка», «Птица», «Синяя бутылка», «Рюмка»… Между тем, чуткое мозаичное исполнение может превращать даже самые простые натюрмортные зарисовки во что-то монументальное💫 Кроме того, большую роль играет ощутимое уважение, пиетет Анны к вещи самой по себе: она чувствует хрупкость предметов повседневного быта, сотворённых из фарфора и стекла. Удивительно, как чашки, тарелки, рюмки и бокалы, способные разбиться от одного неловкого движения, оказываются изображёнными в вечном камне, но всё равно остаются лёгкими, почти невесомыми, «хрустальными».
А вот слова искусствоведа Валерия Панасюка, который тоже отметил виртуозную элегантность в технике Анны Замулы:
«На стыке модуля и вещного мира становятся очевидными и скрытая метафизика мозаичного искусства, и те мерцающие смыслы, которые возникают из дихотомического единства части и целого. Осколки в мозаике собираются в целое и… возвращаются в пространство Быта, но уже поэтического, как у Державина:
Чтоб пурпур, злато всюду взор
В твоих чертогах восхищали,
Картины в зеркалах дышали,
Мусия, мрамор и фарфор»
*„Мусия“ — мозаика
На персональных выставках работ Анны критики снова и снова высоко оценивают изящные мозаичные миниатюры, отмечают изысканную гризайльную гамму, выверенность композиционных решений и безусловное исполнительское мастерство автора 🧐 Первая выставка мозаичных работ Анны, «Картинки и мозаики», состоялась в 2009-ом году в московском культурном центре «Покровские ворота». Ещё одна выставка, которая произвела фурор в художественном и мозаичном сообществе — «Сюжет для небольшой мозаики». Она прошла в 2011-ом году в редакции журнала «Наше наследие» и собрала много самых высоких оценок критиков и простых зрителей 👏🏻
Сама Анна на открытии своей выставки «Nature жив!» в галерее «EXPO-88» в 2015-ом году сказала:
«Жанр натюрморта (так называемая „мёртвая натура“) на самом деле самым живым образом передает информацию из времени, когда создавалось художественное произведение — нам, во время настоящее.
Изображенные предметы, которых уже нет на этом свете, свидетельствуют о быте, отношениях, связях, о жизни людей во всех её проявлениях.
Фрукты давно съедены, посуда разбилась, потеряны ключи…
Я пытаюсь собрать их из камней, как из осколков ушедшего времени. Пусть кажется, что с ними почти ничего не случилось…»
Среди главных коллективных выставок, в которых участвовала Анна — выставка мозаики в московской галерее «А-3» в 2010-ом году, выставки объединения «Куст» в 2011-ом, 2013-ом и 2014-ом годах, «Время собирать камни» в музее «Тульский некрополь», выставка художников-монументалистов на Кузнецком мосту и другие.
Работы Анны находятся в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в городе Истра, в музее «Тульский некрополь», в московском музее музыкальной культуры имени Глинки и частных собраниях российских, немецких, израильских, американских и французских коллекционеров 🌎
Думаем, каждый, кто дочитал финальную статью в нашем цикле о творчестве Анны Замулы, уже наверняка понял, как искренне мы восхищаемся этой художницей! О ней можно говорить бесконечно, но как закончить рассказ? 🤔 Пожалуй, лучше всего подойдут слова искусствоведа Григория Климовицкого:
«Я часто бываю на разных выставках, и на одной из них я увидел работы Анны Замулы, которые вызвали моё восхищение. Я отметил тончайшую паутину ощущений художника, для выражения которых она находит цвет, форму, композицию, материал. У неё поразительно тонкий художественный вкус, который выражается в точном отборе изобразительных средств.
Для меня творчество Анны Замулы и она сама — явления духовного порядка, и мне очень созвучны её постоянно вспыхивающие творческие прозрения»
Текст: Дарья Чебыкина