Это сражение, случившееся на рязанской земле в 1444 году, не столь широко известно, как Куликовская битва или Ледовое побоище. Между тем историческое значение битвы на Листани никто не оспаривает: такого сокрушительного поражения, какое потерпел у этой небольшой речки татарский царевич Мустафа, ордынские воины ещё не знали. И ещё один важный исторический (а для нас, рязанцев, ещё и краеведческий) факт — в описании битвы на Листани впервые в русской летописной хронике упомянуты казаки. И не просто какие-то казаки, а рязанские.
А малоизвестной битва на Листани стала, можно сказать, по недоразумению. Река Листвянка, протекающая по территории области, правый приток Оки — это и есть Листань, так официально называли Листвянку ещё в XIX веке. В документах сохранилось старое написание, а мы, рязанцы, конечно, чувствуем себя обделёнными славой. Хорошо хоть на Татарском бугре у села Кораблино Рязанского района, предполагаемом месте битвы, установили поклонный крест, казаки со всей России сюда наведываются.
Зачем Мустафа пошёл на Рязань?
От могущественной Золотой Орды к середине XV века остались лишь осколки в виде разрозненных мусульманских ханств. Одно из них, Казанское, образовалось в 1438 году на месте Булгарского улуса. Править там стал хан Улу-Мухаммед, отец того самого незадачливого Мустафы. Как считают историки, Улу-Мухаммед хотел, как выражаются сегодня, «перенаправить финансовые потоки», т. е. собирать с русских княжеств в пользу своей молодой мусульманской державы дань, которую они ранее платили Золотой Орде. Но времена изменились, татаро-монгольское иго доживало последние годы, и князья раскошеливались крайне неохотно.
Пришлось прибегнуть к старому испытанному средству — взятию заложников. Это недостойное занятие и привело царевича Мустафу на рязанскую землю, во главе большого конного войска. Вдоволь пограбив рязанские территории, татарский царевич имел наглость заявиться к столице княжества с предложением выкупить пленных. Есть версия, что была у Мустафы и другая цель: найти родного брата, царевича Касима, и расправиться с ним как с предателем, поступившим на службу к злейшему врагу, московскому князю Василию Тёмному. Но даже если такая цель и была, огромная, в несколько десятков тысяч человек, толпа русских пленников, которую осенью 1444 года Мустафа пригнал к стенам Переяславля-Рязанского, говорит сама за себя. Начались переговоры о выкупе.
«Не торгуйся, не скупись…»
Рязанцы во главе с князем Иваном Фёдоровичем оказались перед жестоким выбором. И бросать в беде своих соплеменников, русских людей, никак было нельзя, Мустафа грозил начать их убивать. И удовлетворить финансовые аппетиты Мустафы было трудно. Долго торговались, сошлись на пяти тысячах рублей, которые люди князя собирали буквально «по дворам». Собранную сумму отвезли Мустафе, тот, как обещал, отпустил пленников и развернул армию домой. Но тут, как это часто бывает на Руси, неожиданно грянула зима. С лютыми морозами и снегопадами. Дороги занесло, татары, двинувшиеся, уже было на свою Волгу, застряли, и Мустафа не придумал ничего другого, как вернуться назад, к Переяславлю-Рязанскому, и… попроситься к Ивану Фёдоровичу в гости. Перезимовать. Не лучшая идея, как показали дальнейшие события.
В этом месте нашей истории сведения из разных источников не сходятся. По одним Мустафа вроде бы расположился вместе со своим войском у стен столицы Рязанского княжества. По другим всё-таки в самом городе. Но главное неприятность для татарского царевича была не в этом. Сильные морозы, нехватка продовольствия и фуража привели к большим потерям и людей, и лошадей. Летопись гласит: «…от мраза кони обмерли», то есть кони стали гибнуть от мороза. Естественно, жители Переяславля-Рязанского бедственное положение татарского войска заметили. И передали информацию «куда следует» — в Москву, уже упомянутому Великому князю Московскому Василию Тёмному.
Рука Москвы (и Рязани)
Василий, не мешкая, снарядил против Мустафы мощное войско во главе с опытными военачальниками Андреем Голтяевым и Василием Оболенским. Вместе с московской дружиной против татар выступили мордва и рязанские казаки (вольные воины, не состоящие под командованием какого-либо воеводы или князя), этот факт особо оговорён в летописи. Татары, узнав о приближении русского войска, покинули Переяславль-Рязанскийи стали лагерем в десятке вёрст от города, между нынешними сёлами Турлатово и Астромино, на том самом холме, который теперь украшен крестом и называется Татарским бугром. С военной точки зрения очень удобное расположение, но татарам оно не помогло.
Дело в том, что русские воеводы, опираясь на многовековой опыт противостояния кочевникам в зимних условиях, поставили своих воинов на лыжи. И вооружили соответственно: ослопами (тяжёлыми дубинами), топорами, рогатинами, сулицами (метательными дротиками). У казаков были ещё и сабли. Татары, признанные мастера в стрельбе из лука, лишились своего главного оружия– на тридцатиградусном морозе при натягивании тетивы лопались, как нитки. К тому же на своих отощавших конях они вязли в глубоком снегу, теряли маневренность, но сражались упорно. Однако ставка на лыжников оправдала себя, войско незваных гостей было уничтожено почти полностью. В битве на Листани погиб и сам царевич Мустафа, и многие видные татарские военачальники.
Исторический парадокс: через четверть века сын Мустафы, царевич Муртаза, поступил на русскую военную службу. И сделал неплохую карьеру на рязанской земле, дослужившись до должности в Новогородке (нынешней Елатьме). От него ведёт начало русский княжеский род Мустафиных.
Говорят, что весной после битвы на Листани, как только сошёл снег, жители Переяславля-Рязанского толпами ходили по холму, в поисках своих отданных в качестве выкупа денег. Но всё, конечно, так и не собрали. Любители походить с металлоискателями до сих пор в лугах между Турлатовым и Листвянкой находят княжеские монеты, так как многие татары, которые были попроворнее, успели закопать свою долю выкупа в мёрзлую рязанскую землю...
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Материалы сайта "История, культура и традиции Рязанского края";
2) Статья "Улу-Мухаммед" на сайте Интернет-Энциклопедии ВикипедиЯ;
3) Статья Владимира Фролова «Из истории села Кораблино» от 14.03.2011 года на сайте «LIVEJOURNAL»;
4) Статья Дмитрия Бантле «Дачное поле брани на реке Листани» от 10.12.2018 года на сайте «Вечерняя Рязань»;
5) Статья «Битва на Листани (Листвянке)» от 10.12.2016 года в группе «Ерахтур. История, краеведение, события» в социальной сети «ВКонтакте»;
6) Статья Александра Кондрашова «Про рязанских казаков» в газете "Вечерняя Рязань" 151 (5192) от 19.08.2016г.