Найти тему

Молодость в стройотрядах

Студенческие строительные отряды в Башкирии - это трудовые объединения студентов, созданные для работы в различных отраслях экономики. В СССР первый отряд возник в 1958 году, в Башкирии - в середине 1960-х годов в БГУ, авиационном и нефтяном университетах.

Тогда группа студентов БГУ в составе пятнадцати человек по собственной инициативе выехали на строительство Усть-Илимской гидроэлектростанции. Комитет комсомола Уфимского авиационного института привлек своих студентов для строительства двух корпусов и спортивного зала собственного института. Движение ССО в Башкирии начало быстро разрастаться. На ударные стройки Уфа, Стерлитамака, Салавата выехали более трех тысяч студентов. В 70-е годы студенческие строительные отряды также принимали участие в строительстве железной дороги Белорецк-Чишмы, Мелеузовского химического завода, Ново-Стерлитамакской ТЭЦ, Октябрьского завода “Автоприбор” и других объектов. В 1984 в студенческих отрядах насчитывалось уже 11 тысяч студентов.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 20
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 20

В 1968 на базе БГУ был также сформирован первый в республике интернациональный студенческий строительный отряд для работы в округе Галле ГДР - городе-побратиме.

Уникальные архивные материал о стройотрядах Башкирии собран в книге Наиля Махмутова "А стройотряды... шагают дальше: история движения ССО в Башкортостане". Приведу отрывок из воспоминаний Тимура Саблина из этой книги, кандидата философских наук и ветерана ССО.

"Стройотряд - это прежде всего юность, период жизни, когда человек формируется. Естественно, что стройотряд, как и сплав по горным рекам, дает почувствовать себя частью коллектива, учит общаться с окружающими тебя людьми, принимать их такими, какие они есть, преодолевать все трудности, которые возникают на твоем пути.

После восьмого класса я впервые пошел с друзьями в турпоход на «Арский камень» и там получил отличную школу жизни. Помню, мы сами себе что-то готовили, ставили палатку. В 14 лет я вдруг почувствовал себя совершенно самостоятельным, причем настолько, что всерьез начал размышлять, как же мне теперь обращаться к отцам моих друзей: дядя Радик и дядя Коля или просто по имени. После похода мне почему-то пришло в голову, будто теперь я им ровня. Вот насколько изменились мои жизненные представления и мироощущение. То же самое - после стройотряда: возвращаясь, осознаешь себя совершенно повзрослевшим.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

Слова «боец» и «командир» сегодня - чисто армейские термины. «Комиссар» - вообще выпало из обихода. Комиссаров сейчас представляют в кожаной тужурке, с маузером за поясом, и - «вперед, в атаку». А для меня эти слова четко связаны с моей комсомольской юностью и стройотрядами. Конечно, остались и более романтические впечатления о том далеком времени. Я жил около Кабельного завода, поэтому мы часто ходили гулять в сад Крупской, на перекидной мостик и в парк Матросова. Тогда там стояла вышка для прыжков с парашютом. Я еще помню фонтанчик с лягушками, изо рта которых брызгали струйки воды, деревянный кинотеатр «Агидель» и танцплощадку, известную всему городу. Когда мы шли на танцы, это было похоже на первомайскую демонстрацию, машинам негде было проехать. И все утопало в сирени. Сейчас ее вырубили, к сожалению, а тогда в парке она росла в огромном количестве. Вот так, в сиреневом аромате, вспоминается мне молодость.

Парк Матросова, 1951. Из архива З.Гареева
Парк Матросова, 1951. Из архива З.Гареева

В годы учебы на историческом факультете Башкирского государственного университета я был достаточно активным комсомольцем. И в 1970 году стал бойцом интеротряда «Башкирия», который выезжал в Германию. В интеротряд в те времена можно было попасть, только заслужив эту честь. Потом, чуть позже, интеротряды стали соревнованием родителей: у кого папа значительнее должность занимает, тот и едет в «Дружбу» и «Башкирию». Ценность пребывания за границей наше поколение воспринимало несколько иначе. Но основная часть интеротрядовцев во все времена являлась элитой студенческой молодежи. Большинство бойцов уже получили опыт работы на строительстве разных объектов Башкирии и ехали в ГДР, в Галле, имея серьезные заслуги в ССО.

Нас всех, конечно, проверяли на «благонадежность» перед выездом в Германию. С фамилией Шмидт, например, уже не стоило и пытаться туда попасть. Однажды во время нашего пребывания в Галле случилась такая неприятность. На одной из встреч с руководством города боец отряда «Башкирия» задал неполиткорректный вопрос: «А остались ли в вашем городе, среди ветеранов войны, бывшие эсэсовцы, гитлеровцы?» Естественно, кто-то из «стукачей», которые обязательно выезжали в составе любой советской делегации за рубеж, донес в КГБ на того парня. После университета он поехал служить офицером на Дальний Восток: ему запретили выезд за границу как «неблагонадежному гражданину».

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

В Галле в тот год выехали сразу два стройотряда от Башкирского государственного университета - «Башкирия-1» и «Башкирия-2». Нам доверили самый типовой вариант работы: «Бери больше - кидай дальше». Помню, мы рыли траншеи, укладывали брусчатку в Галле...

Вечерами нас ожидала интересная культурная программа, на которой собирались все студенческие отряды, работавшие в Галле: из СССР - университетов Воронежа, Питера, например, и из других стран - хорошо помню словаков, поляков. Культурная программа включала в себя всякого рода развлекательные мероприятия, встречи с немецким руководством того времени - социалистической единой партии Германии. Часто организовывались спортивные мероприятия: дружеские матчи по футболу и волейболу. Всем нам запомнились экскурсии по Галле и другим немецким городам. Впечатления о первом моем интеротряде остались самые приятные. Работа в Галле обогатила меня не только множеством друзей, но и навыками общения, языковой практикой и жизненным опытом. Мы посетили другую страну, познакомились с ее великой культурой.

После окончания БГУ мне посчастливилось вернуться в ГДР: целых два года, с 1972 по 1974, я служил офицером, причем недалеко от места, где базировался мой первый интеротряд. В свободное время я специально съездил в Галле, потому что меня буквально захлестывали приятные воспоминания. Потом я неоднократно посещал Германию: как аспирант, как преподаватель университета, как генеральный директор Центра изучения общественного мнения. Но впечатления от первой поездки, впечатления рядового бойца интеротряда, конечно, останутся самыми яркими навсегда.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

В начале 80-х годов, будучи аспирантом МГУ, я уже возглавил интеротряд Башкирского государственного университета, выехал в Галле командиром. Одним из самых ярких воспоминаний того лета почему-то стал для меня праздник Нептуна, когда все бросали друг друга в фонтан. Такого искреннего и беззаботного веселья я больше не помню. Стройотряд, университет, юность - все вместе это создавало такую атмосферу, которую трудно уже себе представить в более зрелом возрасте. И контакты, и симпатии, и веселье постоянное, и разговоры вокруг тебя на всех языках, которые только можно себе представить. Замечательное время!

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

Разумеется, когда ты выезжаешь не рядовым бойцом, а командиром отряда, у тебя появляется «головная боль»: есть ли работа, нет ли каких-то несчастных случаев. Помню и другие проблемы: нравы в Германии, даже того времени, были гораздо более свободные, чем в Советском Союзе. Но, слава Богу, тогда обошлось без ЧП и все остались довольны. По пути домой мы хором пели песню «Битлов» «Back In The USSR». Несмотря на то, что в Галле было весело и интересно, мы уже очень соскучились по Родине.

-7

В наше время все было подлинным, искренним, в том числе и любовь к Родине. Мы учились лучше и хотели получить настоящее образование, а не просто диплом об окончании вуза. В 70-е, 80-е годы в расписании университетских занятий стояло минимум три пары. Теперь две пары считается нормой, а если преподаватель не придет на занятие - не случится катастрофы «ректорского масштаба». Я преподавал в университете много лет по окончании аспирантуры, поэтому говорю не голословно, основываясь на собственном опыте.

После успешной защиты кандидатской диссертации в МГУ я вернулся в родной университет и получил предложение о работе командиром зонального студенческого отряда БГУ «Уфимец». Прежде всего, мы переименовали его в «Университет». Комиссаром со мной работала Светлана Родионова, а главным инженером - Владимир Кудряшов.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

В подчинении у нас было порядка двадцати строительных отрядов, плюс проводники и сельхозотряд в Ахтубе, Астраханской области, занимающийся сбором помидоров. Мне нравится выражение Жванецкого «Переживай неприятности по мере их поступления». Неправильно, когда у людей сомнения весят больше, чем последствия этих сомнений. А еще мне близок жизненный принцип «Делай, что должен, и будь, что будет». Я в молодости не мог, может быть, так точно это сформулировать, но жил именно по этим принципам всегда. Ответственность на плечах командира лежала огромная: как за бойцов и обеспеченность их работой, так и за честь родного вуза. Помню, у нас шла постоянная борьба с авиационным и нефтяным институтами за первое место. Соревнование между зональными отрядами - «не на живот, а на смерть». У них ведь учились «технари», в основном, парни, а в БГУ - очень много женских отрядов. Соревнования включали процент выработки на каждого человека. Надо было учитывать, сколько там сдано со знаком качества зданий, какой объем освоен строительно-монтажных работ. Я, командир, крутился как мог, чтобы доказать, что мы не хуже и можем занимать первые места.

Объемы, которые мы осваивали за летний трудовой семестр в 70-е-90-е годы, когда порядка 600 человек студентов строили коровники по всей Башкирии и для всех находилась работа... ЦК комсомола ежегодно собирал руководителей зональных стройотрядов в Москве, всех, начиная от Сахалина и заканчивая Прибалтикой и Калининградом. Со всего СССР человек 55 приезжали в столицу. И вот ты сидишь в огромном зале и вдруг понимаешь, что люди вокруг тебя - это «штучный товар», особо значимые фигуры. Такой человек может постоять за себя и своих близких, он знает, что делать и как это делать. Словом, это люди, на которых ты смотришь и понимаешь, что вот таким надо быть. Из них действительно потом сформировались личности: министры, банкиры, крупные ученые. Уже в то время они представляли золотой фонд молодежи своего поколения.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

У Митяева есть песня «Лето - это маленькая жизнь». Стройотряд - это тоже маленькая жизнь длиной в одно лето, за которую ты успеваешь вписаться в коллектив, показать, кто ты есть, пытаешься «подняться наверх» или, наоборот, умудряешься упасть низко, возможно, тебя недооценят в этом коллективе. За два летних месяца ты проживаешь столько, сколько другим и за пять лет университетской студенческой жизни не прожить! Меня поразила фраза одной сокурсницы, встреченной уже годы спустя: «Фу, университетские годы - это годы, выброшенные из моей жизни». Я с горестью представил, как же ее жизнь наказала, жаль. Более важных, интересных и веселых периодов в человеческой жизни больше, практически, и нет. Дальше если и идет развитие, то постепенное, а здесь - взрывное! Ты школьник, Никто, и вдруг - уже выходишь специалистом, профессионалом. Стройотряд тоже очень много дает, как армия: и умение подчиняться, и умение регулировать себя и свои эмоции, формировать себя, дома строить, наконец, делать любой ремонт.

Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012
Из книги Н. Махмутова "А стройотряды... шагают дальше", 2012

Студенческие строительные отряды - одна из самых ярких страниц в жизни того поколения, которое участвовало в этом движении. В комсомоле было много направлений: и целина, и политическая борьба, и идеологические войны, и поддержка партии... Но сейчас из всей судьбы комсомола вспоминается как нечто самое главное и интересное только ССО. Стройотрядовец - это такая заслуга, которая не требует никаких доказательств.

Другие воспоминания уфимцев из книг Наиля Махмутова:

Уфа 60-х: воспоминания