Приветствую тебя, читатель! Очередная неделя и снова свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — россыпь гоночных самолётов, мини-самолёт для самостоятельной сборки, ракетный истребитель по схеме «летающее крыло» и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
7 сентября
7 сентября 1951 года — первый полёт лёгкого грузового самолёта Auster B.4. /Великобритания/
Компания Auster известна своим семейством лёгких многоцелевых самолётов. Они широко использовались как частными владельцами, так и военными для задач связи и разведки. В начале 1950-х годов на базе модели Auster J/1 Autocrat компания начинает разработку грузовой модификации B.4.
Самолёт представлял собой высокоплан с неубирающимся шасси. От предшественника у B.4 были следующие отличия — хвостовую балку подняли выше, оборудовали двустворчатую дверь для доступа в грузовой отсек. В нём могло разместиться либо 3 пассажира, либо 2 раненых на носилках, либо груз. Крейсерская скорость — 169 км/ч, дальность полёта — 450 км.
После доработок по результатам первых полётов B.4 испытывался британской армией. Демонстрировался на авиасалоне Фарнборро в 1953 году. Но ни военные, ни гражданские покупатели не заинтересовались самолётом и Auster B.4 остался построенным в единственном экземпляре.
8 сентября
8 сентября 1934 года — первый полёт гоночного самолёта de Havilland DH.88 Comet. /Великобритания/
В октябре 1934 года Мельбурн (штат Виктория, Австралия) отмечал своё столетие. Этому событию посвятили авиагонку на приз МакРобертсона по маршруту Англия — Австралия. На момент анонса у англичан не было ни одного подходящего самолёта. de Havilland Aircraft вызвалась помочь. Она предложила участникам гонки специальный самолёт DH.88 ценой до 5000 фунтов стерлингов.
DH.88 Comet был цельнодеревянным двухместным низкопланом с убирающимся шасси. Два двигателя de Havilland Gipsy Six R позволяли развить скорость до 381 км/ч. Запаса топлива хватало на 4710 км полёта.
Всего построили 5 экземпляров de Havilland DH.88 Comet. Три из них вышли на старт гонки МакРобертсона. Один самолёт не смог финишировать, но зато два других заняли 1 и 4 места. На сегодня в мире осталось 2 оригинальных DH.88 Comet. Один из них — с р/н G-ACSS — в лётном состоянии. Также существует и 3 полномасштабные реплики.
9 сентября
9 сентября 1923 года — первый полёт гоночного самолёта Curtiss R2C. /США/
Наиболее известными авиационными гонками в США в 1920-30-х годах были соревнования на Кубок Пулитцера. В 1922 году их выиграла команда армии США на Curtiss CR. Стремясь отобрать кубок у армейцев, командованием ВМС США заказало новый самолёт у той же Curtiss Aeroplane & Motor Company. Он получил обозначение R2C.
R2C представлял собой одноместный биплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж сделан максимально обтекаемым. 12-цилиндровый двигатель Curtiss D-12A мощностью 507 л.с. позволял развить скорость до 428 км/ч. Дальность полёта — 278 км.
Всего построили 2 самолёта Curtiss R2C. В гонке на Кубок Пулитцера 1923 года они заняли 1 и 2 места с результатами 392,16 км/ч и 389,11 км/ч. Один самолёт переделали под поплавковое шасси и готовили для участия в Кубке Шнайдера 1924 года, но гонку отменили. После этого оба R2C использовались для тренировки пилотов к гонкам.
10 сентября
10 сентября 1933 года — первый полёт сверхлёгкого самолёта Mignet Pou-du-ciel (Mignet HM.14). /Франция/
Бывший военный радист и изобретатель Анри Минье начал строить свои первые самолёты ещё в 1920 году. Основной упор он делал на простоту конструкции, стоимость и безопасность. Наиболее известным его проектом стало семейство самолётов Pou-du-ciel («Небесная блоха»), родоначальником которого стал HM.14.
Минье спроектировал HM.14 по тандемной схеме — переднее крыло с изменяемым углом атаки и фиксированное заднее крыло. Одноместный самолёт оснащался лёгким двигателем от автомобиля или мотоцикла. На HN.14 стоял мотор Aubier-Dunne 500, позволявший развить скорость до 100 км/ч.
Изобретатель заявлял, что любой, кто может управлять автомобилем, сможет летать на Pou-du-ciel. Минье опубликовал чертежи HN.14 и сотни энтузиастов по всему миру в домашних условиях построили свои самолёты. С различными доработками самолёты семейства Pou-du-ciel строятся и сегодня.
11 сентября
11 сентября 1968 года — первый полёт ближнемагистрального транспортного самолёта Dassault M.D.320 Hirondelle. /Франция/
В 1967 году ВВС Франции опубликовала требования к новому самолёту для замены устаревших транспортников Douglas DC-3 и Beechcraft 18. В ответ на этот запрос компания Dassault Aviation начала работу над проектом M.D.320 Hirondelle.
M.D.320 представлял собой низкоплан классической схемы. Спроектирован на базе самолётов MD.415 Communauté (фюзеляж) и Falcon 20 (крылья и управляющие поверхности). 2 × турбовинтовых двигателя Turbomeca Astazou XIVD позволяли развить скорость до 500 км/ч. Дальность полёта — 3000 км. На борту размещалось от 6 до 14 пассажиров или 1,2 тонны груза.
Ещё до первого полёта Hirondelle ВВС решили, что лучшим вариантом будет турбореактивный самолёт и отменили свой заказ. Так единственный построенный M.D.320 стал последним винтовым самолётом Dassault Aviation. Наработки по проекту позже были использованы при создании реактивного Falcon 10.
12 сентября
12 сентября 1945 года — первый полёт экспериментального реактивного истребителя Northrop XP-79. /США/
В 1942 году конструктор Джон Нортроп предложил ВВС США проект ракетного истребителя по схеме «летающее крыло». Через год был подписан контракт на постройку трёх самолётов и работы над Northrop XP-79 начались.
XP-79 был оборудован двумя килями и рулями клапанного типа на концах консолей крыла. Лётчик располагался в лежачем положении, чтобы летать с перегрузками до 12g. Вооружение — 4 × 12,7-мм пулемёта. Ракетные двигатели были не готовы, поэтому установили 2 × турбореактивных двигателя Westinghouse 19B. Расчётная максимальная скорость — 821 км/ч. Встречаются сведения, что XP-79 должен был сбивать самолёты противника, тараня их. Эта информация не соответствует действительности и является выдумкой, запущенной неизвестным сотрудником Northrop.
Первый полёт оказался для Northrop XP-79 и последним. На 16-й минуте полёта самолёт вошёл в штопор и разбился. При катастрофе погиб пилот Гарри Кросби. После этого все работы по проекту свернули.
13 сентября
13 сентября 1929 года — первый полёт пассажирского самолёта Fokker F-32. /США, Голландия/
Компания Fokker Aircraft Corporation of America (она же Atlantic-Fokker) отвечала за продажи и импорт самолётов голландской Fokker в США. Но пассажирские авиаперевозки развивались и требовались авиалайнеры большей вместимости. В начале 1929 года Atlantic-Fokker на своём заводе в Титерборо начала работы над самолётом Fokker F-32.
F-32 представлял собой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси. 4 × двигателя Pratt & Whitney R-1860 Hornet B были установлены попарно тандемом в двух мотогондолах под крылом. Самолёт мог брать на борт 32 пассажира (или 16 в конфигурации салона для ночных полётов). Максимальная скорость — 230 км/ч, дальность полёта — 800 км.
Всего выпустили 10 самолётов Fokker F-32. Несколько из них эксплуатировались авиакомпаниями Universal Air Lines и Western Air Express. Но карьера их была короткой из-за проблем с мощностью двигателей и охлаждением толкающих моторов. Fokker F-32 стал одновременно первым четырёхмоторным самолётом, спроектированным в США, и последним самолётом Fokker, производившемся в США.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории