Уже долгие годы в Ростове на разных ресурсах идут дискуссии о судьбе "Дома Врангеля". История дореволюционного Ростова-на-Дону богата на различные события и персонажи. И такими персонажами стал баронский род Врангелей, оставивший свой след в истории города.
В 80-е годы XIX века семья барона Николая Егоровича Врангеля переезжает в Ростов-на-Дону. Когда точно это произошло я не знаю, но третий сын Николая Егоровича и Марии Дмитриевны Дементьевой-Майковой (Врангель) Всеволод родился в 1884 году уже в Ростове. Надо заметить, что мать Николая Егоровича - Дарья (Доротея) Александровна фон Траубенберг (Врангель) приходилась внучкой Софии Абрамовне Ганнибал - младшей дочери Абрама Петровича Ганнибала, больше у нас известного как арап Петра Великого и предок Александра Сергеевича Пушкина - собственные его деяния, а они немалые, как водится, у нас изрядно подзабыты.
Но вернемся к Николаю Егоровичу. Первое время семья жила в съемных помещениях, но затем выкупил дом, который арендовало Русское общество пароходства и торговли, в котором работал Николай Егорович главным агентом Ростовской конторы общества у купца 3-й гильдии Россолимо, вероятно Павла Захаровича, владевшего и домом напротив по четной стороне Донской улицы. на углу Казанского переулка (ныне Газетный) и улицы Донской. В июне 1894 года Николай Егорович получает у Городской управы разрешение на постройку одноэтажного каменного дома и перестройку существующего каменного дома с надстройкой второго этажа. Адрес этого домовладения в 1894 году был Донская улица 39. Видимо с этим связана ошибочная надпись "Дом Врангеля" на воротах дома по современному адресу Донская 39. С тех пор было несколько реформ нумерации ростовских улиц и после одной из них в 1900 году адрес этого домовладения Донская 49/6. Сейчас это Донская 47/8. Числа после дроби - это номера по Казанскому (Газетному) переулку. Так что тот дом, что ныне известен как "Дом Врангеля" это лишь один из его домов и один из двух сохранившихся. И еще вопрос остается открытым был ли автором проекта Николай Александрович Дорошенко или он только осуществлял надзор как старший архитектор города. Соседний дом также принадлежал барону.
Но это еще не все. В 1891 году барон Врангель включен в списки избирателей г.Ростова-на-Дону. При этом указано, что он владел недвижимостью оцененной в 350 рублей. Дом на углу Донской и Казанского оценен в 1894 году значительно дороже, хотя возможно это и результат постройки нового дома и перестройки старого, но не уверен, что постройка была завершена настолько быстро, что была учтена к осени того же 1894 года. Однако, Николаю Егоровичу принадлежал и дом №48 по Канкринской (ныне Ульяновской) улице между Николаевским (Семашко) и Казанским переулками. В 1894 году он оценивался в 100 рублей. Между 350 и 100 рублями есть, конечно, разница, но домовладельцы регулярно направляли в Управу прошения об уменьшении оценочной стоимости их имущества и, что любопытно, многие из этих прошений удовлетворялись. Еще до революции дом этот был либо снесен и на его месте построен заново, либо серьезно перестроен, так что как он выглядел нам неизвестно.
Также Николаю Егоровичу Врангелю принадлежал в 1894 году доходный дом по адресу Большая Садовая, 28.
Этот дом также не сохранился.
После смерти в 1895 году младшего сына Всеволода семья Врангелей переезжает в Санкт-Петербург и к 1900 году в собственности барона остается только домовладение на Донской.
С именем Врангелей связано и еще одно несохранившееся здание - Петровское реальное училище, в котором учились старшие сыновья барона будущий Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России и Правитель Юга России Генерального штаба генерал-лейтенант, барон Петр Николаевич Врангель и известный русский искусствовед, барон Николай Николаевич Врангель.