Найти тему
Городские легенды

Одни в Берлине

последняя фотография Отто и Элизы
последняя фотография Отто и Элизы
Жужжание перешло в гудение, а гудение в пронзительный визг, такой визг, который слышно до небес, до самого престола божия… Топор с грохотом врезался в затылок 46 летнего Отто Хампеля. Через час на гильотину взошла его жена, урожденная Элиза Лемме.

Отто Хампель был простым рабочим, максимально далеким от политики. Когда началась 1 Мировая война, в 17 лет он пошел на фронт, затем работал на одном из заводов Сименс в Берлине и состоял в организации ветеранов, куда обычно входили люди националистических, про-гитлеровских взглядов.

В 1935 году Отто женился на Элизе Лемме, уроженке города Бисмарк. К моменту замужества Элиза успела закончить лишь начальную школу и работала прислугой в небогатой семье. Как и большинство ее сверстниц, Эльза состояла в гитлеровской женской Национал-Социалистической организации.

К началу Второй Мировой Войны Отто уже не подлежал призыву. А вот брата Элизы призвали, и вскоре он погиб на фронте. Личная потеря перевернула мир супругов, заставив их по новому взглянуть на ситуацию в Германии. Невероятно, но именно эта тишайшая, лояльнейшая власти семья решила объявить войну Гитлеру.

Они не могли даже попытаться совершить покушение, как это сделал Клаус фон Штауфенберг, они по-хорошему вообще ничего не могли. Но более всего не могли они мириться с происходящим.

В течение двух лет Хампели покупали почтовые открытки и печатными (помните про пару классов образования) буквами выводили на них призывы – не подчиняться Гитлеру, уклоняться от военного призыва, не жертвовать деньги на поддержку армии. Потом они выходили из дома и раскладывали эти открытки в общественных местах. Всего Хампели написали около 200 открыток, при этом они даже не додумались до того, чтобы относить их подальше от своего дома. Несмотря на то, что почти все открытки немедленно доставлялись в гестапо, полиции потребовалось два года для того, чтобы обнаружить их авторов.

Открытка Хампелей
Открытка Хампелей

Хампели были арестованы осенью 1942 года. На допросе Отто заявил полиции, что был счастлив самой возможности противостоять Гитлеру и Третьему рейху. В ходе короткого процесса в Народной судебной палате супруги были осуждены за действия, направленные на подрыв оборонной мощи и «подготовку к государственной измене» и приговорены к казни через обезглавливание.

Трудно представить в военном Берлине двух более одиноких, потерянных и беспомощных людей, чем Отто и Элиза. Наверняка они понимали, что рано или поздно за ними придут. Наверняка им было страшно. Очень страшно. Возможно, они и сами задавались вопросом, которым скорее всего уже задаетесь и вы: есть ли хоть малейший смысл в том, что они делали? Они не остановили войны и не спасли никого от арестов и казней. Они просто написали 200 открыток. А затем взошли на гильотину.

Почему же их поступок вызывает уважение - разве то, что они делали, не было совершенно бессмысленным? Не лучше ли было досидеть до конца войны, не поддерживая преступную власть, но и не высказывая своей позиции в открытую?

Можно ли назвать героями этих немолодых, странных, неграмотных, но остро чувствующих правду людей?

Мне почему-то кажется что да. А вам?