Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Имеет ли история сослагательное наклонение?

Оглавление

Правда ли, что "история не терпит сослагательного наклонения"?

Альтернативная история. Фото "Путешественника во Времени"
Альтернативная история. Фото "Путешественника во Времени"
Сослагательное (условное) наклонение обозначает возможные действия, которые не принадлежат к реальному миру, но могут произойти при определённых условиях - выражают альтернативный, желательный или будущий ход событий.
Сослагательное наклонение образуется при помощи частицы "бы".

Все дело в том, что имеется в виду под "историей"

Термин "история" в русском языке может обозначать как непосредственно прошлое, то есть объективную реальность, обусловленную происходящими во времени изменениями, так и отражение этой реальности в общественном сознании, оформленное в виде системы знаний и образов исторической наукой и историческими жанрами различных видов искусства - литературы, кино и т.д.

Существует также "история", как учебная дисциплина. То есть то, чему обучают в учебных заведениях.

Кому и зачем нужна история?

Беда в том, что сегодня сплошь и рядом шаблонную фразу о том, что "история не терпит сослагательного наклонения", употребляют в применении именно к "историям" во втором и третьем из указанных выше значений. Причем, употребляют в качестве аргумента, направленого на то, чтобы блокировать попытки изменения сложившихся представлений о прошлом, даже если эти представления нуждаются в таких изменений по объективным причинам (ввод в научных оборот новых исторических документов, новые археологические находки и т.п.).

Представьте, если бы в сослагательном наклонении было отказано не только истории, но и другим отраслям научных знаний... Очень может быть, что тогда бы мы до сих пор считали, что Земля плоская и покоится на трех китах, а мыши заводятся от грязного белья.

Важнейшая составляющая "истории, как отражения реальности"

Здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что "история, как отражение реальности в нашем сознании" содержит одну важнейшую субъективную составляющую - наше отношение к этому "отражению".

Суть этого "отношения" заключается в том, насколько то или иное историческое событие, личность и т.д. воспринимаются нами в качестве положительного или отрицательного примера.

Ведь именно в извлечении опыта заключается главное предназначение и привлекательность для человечества истории, как науки и учебной дисциплины, а также жанров искусства. Без этого историческая наука, литература, кино, живопись теряют для человечества основную часть своей реальной ценности.

Два вида оценки исторического опыта

Самая простая оценка исторического, да и любого другого опыта, происходит на основании дилеммы "было - стало". То есть к лучшему или худшему привели те или иные исторические изменения.

Но существует и еще один вид оценки - прогностический, основанный на логике, использующей то самое пресловутое "сослагательное наклонение" - "что было бы, если бы...", "что надо было бы, чтобы...".

Этот второй вид оценки зачастую отвергается профессиональными историками как "ненаучный", но при этом продолжает существовать и использоваться отдельными людьми, социальными группами и человечеством, в целом, так как с его помощью получаются необходимые для них знания.

Например, на основании именно таких прогностических оценок принято осуществлять военно-политическое планирование.

Как Сталин оправдал Николая II

Именно поэтому история является профильной учебной дисциплиной при обучении политиков, военных, дипломатов, экономистов...

История для профессионалов

"Но прогностические оценки применительно к истории это же - альтернативная история" - скажет догадливый читатель. И я с ним соглашусь.

Альтернативная история как наука, и как "ненаука"

Альтернативная история, как уже было сказано выше, основана на логике, то есть на умозаключениях.

Эти умозаключения могут строиться с помощью научных методов (логика как наука), или в зависимости от личных и групповых предпочтений (бытовая логика).

О научном мышлении, которому не учат в школе

На основании этого альтернативную историю можно разделить на научную и ненаучную.

Методы научной логики со значительно вероятностью дают верные результаты, при условии достаточности и достоверности исходных данных. То есть, если у нас будет достаточно фактов о том или ином историческом периоде, то мы может "рассчитать", "что было бы, если бы..." и "что надо было бы, чтобы...".

Фактически речь идет о построении моделей, описывающих прошлое и альтернативные варианта его развития. Это и есть альтернативная история как наука.

Она способна значительно обогатить наш опыт, который поможет нам при принятии тех или иных решений, касающихся настоящего и будущего.

Альтернативная же история как "ненаука" играет роль психотерапии для отдельных личностей, групп и общественного сознания в целом. Такая альтернативная история тяготеет к искусству.

Угрозы для цивилизации

Реальная опасность для человечества возникает тогда, когда альтернативную историю как искусство путают или намеренно выдают за науку. На этой почве возникают оторванные от реальности социальные теории, чреватые необоснованными человеческими жертвами и периодами противоположного прогрессу регресса.

Заключение

История как наука, образовательная дисциплина и искусство не просто "терпят сослагательное наклонение", но и настоятельно в нем нуждается, как в эффективном методе использования исторического прошлого для удовлетворения текущих личностных и цивилизационных потребностей.

Примечание: Часто авторство выражения "история не терпит сослагательного наклонения" приписывают Сталину. Он действительно его употребил в одном из своих интервью иностранному корреспонденту. Но при этом он имел в виду историю в первом ее значении - как прошлое, как неизменяемую объективную реальность, а не как ее отражение в общественном сознании.