Найти тему
Chess'n'OK

Медицинский контроль в шахматах

Не все найдут и прочитают отличную статью о мед.контроле в шахматах - в процессе подготовки к матчу и во время самой шахматной игры, поэтому специально для вас подредактировал ее на основе замечательной книги для шахматных тренеров Шустера, Ольде, Рей, Лаук. Да, эти фамилии вам ничего не говорят (это Эстония), но все они - тренеры высших категорий и текст сам по себе уникален и интересен - только самый заинтересованный дочитает до конца.

Основная задача медицинского контроля в спорте – предупреждение развития нарушений здоровья и заболеваний, возникающих в результате чрезмерно интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок. Рационально организованный медицинский контроль должен способствовать сохранению на высоком уровне здоровья, спортивной формы и спортивного долголетия.

В спортивной медицине разработаны методы контроля за состоянием здоровья спортсменов, которые выполняют интенсивные физические нагрузки. Шахматы же, как известно, относят к спорту, несмотря на то, что игра в них не сопряжена с усиленной мышечной деятельностью.Более того, шахматисты в период подготовки к выступлениям и, особенно во время самой игры, часто ведут малоподвижный образ жизни. В связи с этим, шахматы по существу должны быть отнесены к гиподинамическому виду спорта, при этом характерной особенностью игры является то, что она сопровождается значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением.

Именно значительное эмоциональное напряжение в процессе игры и после ее завершения таит определенную опасность для здоровья шахматистов. Естественно, возникает вопрос: чем же эмоциональное напряжение во время игры в шахматы отличается от эмоционального напряжение спортсменов, занимающихся другими видами спорта, например, легкоатлетов, боксеров, хоккеистов, участвующих в соревнованиях самого высокого ранга – Олимпийских играх или первенствах мира? Существенное отличие состоит в том, что в упомянутых видах спорта эмоциональное напряжение сочетается с мышечной деятельностью, которая в значительной степени защищает организм от неблагоприятного, в некоторых случаях болезнетворного влияния эмоционального перенапряжения.

В процессе шахматной игры отрицательное влияние эмоций на организм не гасится мышечной активностью. Следует также учитывать и то, что в перерывах между игрой эмоциональное напряжение в различной степени у различных шахматистов сохраняется. Это незавершенное мышечной деятельностью эмоциональное напряжение вызывает существенные сдвиги психофизиологического состояния человека, которые могут в некоторых случаях приводить к развитию заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

Речь идет о гипертонической болезни, о заболевании коронарных сосудов – ишемической болезни сердца, о нарушении мозгового кровообращения, а также о душевных заболеваниях. Опыт показывает, что хронические заболевания сердечно-сосудистой и центральной нервной системы могут резко обостряться у шахматистов в период участия в шахматных соревнованиях. Для иллюстрации сказанного приведем несколько примеров.

Во время первого официального матча на звание чемпиона мира, один из претендентов – И.Цукерторт, сам по профессии врач, заболел и оказался вынужденным обратиться за медицинской помощью, так как состояние его здоровья к концу соревнования резко ухудшилось. Это определило спад в игре. У Цукерторта появилась депрессия, головная боль, повышенная раздражительность, определившие потерю спортивной формы. Цукерторт обратился за медицинской помощью, по-видимому, слишком поздно и кратковременный перерыв в игре в соответствии с рекомендацией врача ему не помог. Он не только проиграл без должного сопротивления матч, который хорошо начал, но и в дальнейшем не смог полностью восстановить нарушенное здоровье. Уровень его игры после этого матча резко снизился, он часто болел и через два года в возрасте 48 лет умер.

Другой пример: во время московского матча-реванша В.Стейница с Э.Ласкером состояние здоровья экс-чемпиона мира постепенно ухудшалось, у него сначала развились признаки гипертензии с нарушением мозгового кровообращения – он жаловался на « приливы крови к голове», от которых пытался избавиться с помощью ножных ванн, а затем, сразу после завершения матча, появились отчетливые симптомы душевного заболевания, определившие необходимость лечения В.Стейница в одной из московских психиатрических больниц.( Свою жизнь В.Стейниц окончил в лечебнице для душевнобольных в США в 1900 году.) Второй чемпион мира – Э.Ласкер был здоровым, гармонично развитым человеком.

Он вел размеренный образ жизни и избегал чрезмерных игровых нагрузок: участвовал в соревнованиях сравнительно редко – за 50 лет жизни в шахматах сыграл менее 700 турнирных и матчевых партий, и все же, несмотря на присущую Э.Ласкеру осмотрительность, развитую способность к самоконтролю, он также во время матча с Х.Р.Капабланкой в 1921 году оказался на грани тяжелого заболевания. Кризисной оказалась 10 партия матча. Во время этой, весьма напряженной партии, в которой сначала преимущества добился Э.Ласкер, но затем растерял его и проиграл, самочувствие чемпиона мира резко ухудшилось. После разговора с врачом и по его совету Ласкер решил прекратить игру, однако, сделал это не сразу – официально сдал матч после проигрыша еще 11 и 14 партий.

История шахмат знает много примеров тяжелых заболеваний и ранних, внезапных смертей, в том числе и во время соревнований. Достаточно назвать хотя бы чемпионов мира А. Алехина и Х.Р.Капабланку, внезапно умерших на 54 году жизни в результате острых «сосудистых катастроф». Из более близкой истории можно вспомнить гроссмейстера В.Симагина, умершего во время шахматного турнира в 1968 г. от острого приступа стенокардии; перед началом шахматного соревнования таким же образом погиб гроссмейстер Л.Штейн, а после выступления за рубежом умер от резкого обострения сердечно-сосудистого заболевания выдающийся гроссмейстер Пауль Керес.

Эти печальные примеры можно продолжить, однако не будем сгущать краски, а лишь отметим, что особенно быстро может проявиться болезненное состояние у шахматиста при возникновении «отрицательных» эмоций, которые нередко возникают в шахматных соревнованиях высокого ранга, после нескольких рядовых поражений. Об этом свидетельствует история двух матчей претендентов: Р.Фишер – М.Тайманов и Р.Фишер – Б.Ларсен. Шесть рядовых проигрышей оказали резко отрицательное воздействие как на Тайманова так и на Ларсена, вызвали столь значительные нарушения регуляции кровообращения – гипертонические кризы, т.е. стойкое повышение артериального давления, что оба шахматиста оказались вынужденными обратиться к медицинской помощи и пройти курс лечения.

Итак, очевидно, что медицинский контроль в шахматах необходим, при этом одной из важных задач его является защита здоровья шахматиста от неблагоприятного влияния чрезмерно большого эмоционального и интеллектуального напряжения, неизбежно возникающего у многих шахматистов во время ответственных соревнований.

Известно, что способность успешно справляться с нервно-эмоциональным напряжением, возникающим во время игры, в значительной мере определяет спортивную форму шахматиста.Казалось бы можно разработать мероприятия, включая применение лекарственных веществ, резко снижающих эмоциональное напряжение. Однако, такой подход нельзя считать рациональным, так как само по себе эмоциональное напряжение является необходимым условием для творчества шахматиста. Более того, неспособность во время игры поддерживать на высоком уровне эмоциональное напряжение является одной из частых причин потери «игрового» состояния – утраты спортивной формы шахматиста.

Из сказанного следует, что эмоциональное напряжение необходимо для плодотворного творчества шахматного мастера. Снижение эмоционального напряжения, например, резкий спад его после проигрыша, отрицательно сказывается на эффективности мышления, и, в первую очередь, на способности к нахождению интуитивных решений. Если считать, что наиболее высоким творческим состоянием является « озарение», представляющее собой как бы внезапное, интуитивное проникновение в сущность творческой задачи, которую решает человек ( ученый, поэт, музыкант, художник, шахматист), то такое состояние часто возникает не только на фоне крайне высокого эмоционального напряжения, но и после него, например, в период парадоксальной фазы сна.

Для осуществления эффективного медицинского контроля за шахматистами необходимо знать, какие физиологические сдвиги в организме возникают в процессе игры как результат значительного нервно-эмоционального напряжения. Медицинские исследования показали, что у большинства участников соревнований во время игры отмечается значительный подъем артериального кровяного давления и повышение частоты сердечных сокращений. Естественно, что когда человек выполняет какую-либо работу, он приспосабливается к ней и это проявляется в определенных функциональных сдвигах.

У шахматиста во время игры возникает эмоциональное напряжение, оно сопровождается повышенным выделением в кровь гормонов и биологически активных веществ, стимулирующих кровообращение; поэтому некоторый рост артериального давления крови и пульса во время игры следует считать нормальной физиологической реакцией. Важно лишь, чтобы эта реакция была бы не слишком велика и чтобы после окончания игры она постепенно исчезала, т.е. чтобы происходило восстановление нормального физиологического состояния.

В заключение можно отметить, что систематические психофизиологические исследования шахматистов позволяют получать важную информацию для предупреждения отрицательного влияния игры на состояние здоровья и для прогноза спортивной формы