Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
В 1913 году поэтесса Марина Цветаева написала стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», в котором пыталась определить для себя, что есть жизнь, и что есть смерть. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, в которой люди попросту исчезают. Она понимает, что после ее ухода ничего в этом мире не изменится: «И будет все — как будто бы под небом и не было меня. 20-летняя поэтесса переживает о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которые «становится золой».
Марина Цветаева хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет к категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь пусть и в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла.
Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», проникнутое трагическим ощущением судьбы и горячей жаждой жизни, стремлением оставить в мире свой след.
В 1988 году Алла Пугачёва впервые исполнила песню Реквием (Монолог) в основу которой лег цветаевский текст «Уж сколько их упало в эту бездну…». Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
Строки «…За то, что мне так часто слишком грустно и только 20 лет» в интерпретации Аллы Пугачевой, бывшей на тот момент значительно старше, пришлось убрать. Так «Монолог» стал более универсальным, чем авторский текст. Это страстное, не ограниченное возрастными и какими-либо другими рамками обращение к миру «с требованием веры и с просьбой о любви».
Я отношусь к тем, кто считают «Реквием» шедевром в репертуаре Аллы Пугачёвой. Это мини-спектакль, ком в горле, мурашки по коже…
Найдутся исполнители, которые смогут спеть не хуже, а то и лучше Аллы Пугачёвой, но переиграть её не сможет никто.
Спасибо Марине Цветаевой за шедевр...