Найти тему
Ψ & moment

Как математика подружилась с психологией и что из этого следует

Продолжим разговор о моментальной движущей силе. И, если сегодня кто-то вышел из дома менее хмурым, чем обычно, то срочно ищем новый момент, который поддержит нашу бодрость.

Итак, нас одолевают эмоции и, чтобы они нас не одолели полностью нам надо противопоставить астеническим (грусть) эмоциям стенические (радость, гнев). Однако, помним - любое лекарство имеет свою дозировку, поэтому никогда не заполняем себя одной эмоцией на 100%. Считается, что происхождение слова гнев связано со словами гнить, гной, а они восходят к индоевропейскому корню ghen, означающему растирать, разгрызать, а там и до процесса распада и гниения рукой подать. Поэтому наша задача сохранить эмоцию радости.

Так вот, Павел Васильевич Симонов разработал информационную теорию эмоций. Эмоции отражают актуальную для человека потребность и выполняют несколько важных функций:

оценочную, когда индивид переживает и оценивает значимость событий или результаты своей деятельности;

мотивирующую или побуждающую для достижения конкретного результата;

предвосхищающую, когда переживаются предстоящие события, действия;

мобилизующую, обеспечивает прилив сил и энергии для решения нестандартной ситуации;

подкрепляющую, подтверждает степень соответствия достигнутой цели с намеченным результатом, закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло добиться результатов.

Симонов ввел формулу, отражающую процесс возникновения эмоций:

Э = П * (Ис - Ин), где

Э – эмоция,

П – потребность,

Ис – информация о существующих в среде условиях для удовлетворения потребностей,

Ин - информация о необходимых, ожидаемых условиях для удовлетворения потребности (средство, время, ресурсы)

Таким образом:

Э = 0, если Ис = Ин;

Э > 0, если Ис > Ин – положительная эмоция;

Э < 0, если Ис < Ин – отрицательная эмоция;

Т.е. наши мотивы и потребности должны быть подкреплены нашими возможностями и условиями среды. И теперь совершенно обоснованно используем данную информацию при планировании дел и задач без излишнего оптимизма, но и без апатии.

Существует график влияния эмоций на эффективность деятельности:

Как видно из графика, для максимальных достижений требуются яркие эмоции, но они не должны бить фонтаном через край. А если дело нравится, то мы получаем максимальные стабильные результаты (зеленое плато). Дело должно начинаться на эмоциональном заряде, теперь и мамы знают, что наука рекомендует позитивно мотивировать детей.

Ресурсами для каждого являются время, энергия, информация. Если наши ресурсы достаточны, то мы находимся в положительном эмоциональном состоянии, с нулевым напряжением и повышенной активностью. Если ресурсов не хватает, то напряжение возрастает, и мы переходим в область отрицательных реакций, апатии и неврозов.

Наша задача находиться в области положительного эмоционального состояния, а для этого не забываем про движущую силу момента.

Подписаться на канал