Найти тему

Приключения псевдо-продакта в России

"На третий год заключения Чингачгук обнаружил, что в камере нет одной стены". Так можно описать мой вердикт на тему продакт менеджмента в этой стране.

Я был продакт менеджером на протяжении 4 года. По крайней мере, я в это искренне верил до недавнего времени. Если все, что мне пишут в комментах принимать за чистую монету, то:

1. Менеджер продукта - это вообще всегда была линейная позиция, оказывается. И никогда не была управленческой. Вот это прикол вообще! Не такому нас учили на курсах в 2017 году. Да и чем я занимался тогда последние несколько лет?

2. В русском мире слово "менеджер" не подразумевает управление. Вот в это я поверю.

3. Оказывается, что когда у человека есть ответственность за то, на что он не может влиять напрямую, и что он должен убалтывать людей выполнять работу, за которую им платят деньги, а также отвечать за чужие решения - это у нас нормально. А те, кто думают иначе - просто не умеют работать и профнепрегодны.

4. Требования к тому, что продакт должен знать матстат, а/б тестирование проводить сам и писать SQL запросы самостоятельно - оказывается, были всегда. Могу точно сказать, что не всегда. Но в последнее время они учащаются. Хорошо это или плохо - вопрос хороший. Я не против в целом, хотя это не менеджмент, как я уже писал.

Теперь отдельно для тех, кто считает, что продакт управляет не властью, а авторитетом. Чтобы эта схема работала, вся компания должна состоять из крайне адекватных нетоксичных людей. Что встречается редко. Хотя я не спорю, что такое бывает. Но предлагаю рассмотреть все же более общий случай.

Когда продакт приходит в компанию, у него нет инструментов влияния вообще. Его авторитет нулевой как перед командой, так и перед стейкхолдерами. И в таком случае его надо "заработать". Многие топят за то, что продакт зарабатывает его аргументированными выводами и аналитикой. Я такого, честно, не видел. Но видел как пропихиваются задачи в спринт манипулированием, яйцами и уверенностью в себе. Мое мнение, что яйца для любого персонажа будут не лишними, но у продакта помимо них должны быть еще и мозги.

В каком случае команда будет слушать кого-то

1. Если у человека бюджет. Кто платит, то и заказывает музыку.
У продакта в руках бюджета нет под управлением, как правило.

2. Полномочия. Когда по структуре компании он имеет право принимать решения и несет за них ответственность. Но как мы уже определились, у продакта никаких полномочий нет.

3. Авторитет. Когда сам продакт лучше разрабов разбирается в том, что они делают. Такое бывает, но редко. И даже если оно так, команда не сразу это поймет, даже если захочет.

4. Успешный опыт взаимодействия с конкретно этой командой в прошлом. Если продакт приходит в компанию, то у него такого опыта в 99,99% случаев нет.

Исходя из этого, а также из опыта, я делаю вывод, что у продакта на старте нет никаких рычагов влияния на разработку и стейкхолдеров. И единственное, чем он может затащить - это умением убедить, харизмой, уверенностью в себе, теми же яйцами. Грубо говоря, продажами. Потому что у него нет другого выхода. Причем, эти качества не просто должны быть у него. Они должны быть исключительными и выдающимися. Просто наличия - не достаточно.

Что до меня, то я не стал бы говорить, что у меня этих качеств нет, но и об исключительности утверждать не стану. Честно, никогда не видел таких людей в живую в работе. Слышал много о тех, кто себя так позиционирует. Очень часто слышал, что таких хотят. Но живого примера пока увидеть не удалось.

Исходя из того, что вижу - понимаю, что то, чем я занимался 3,5 года - это не совсем продакт менеджмент. Либо совсем не продакт менеджмент. По крайней мере, судя по тому, какой настрой и какое видение есть сейчас у потенциальных работодателей. Допускаю, что просто не туда смотрю.