В предыдущей части было сказано о потенциальном направлении развития человечества, в ходе которого может быть достоверно установлено, были ли поселения уже исчезнувших высокоразвитых цивилизаций в солнечной системе. Разумеется, такие находки подтвердили б весьма печальную гипотезу самоуничтожения, как объяснения парадокса Ферми, и до тех пор, пока таких находок нет, гипотеза уникальной Земли сохраняет правдоподобность.
Как уже ранее говорилось, про нашу планету известно достаточно много, чтоб можно было точно утверждать об отсутствии существовавших ранее исчезнувших цивилизаций, и помимо отсутствия предшествующих нам цивилизаций нашей планеты это означает и отсутствие масштабных поселений исчезнувших цивилизаций с других планет. Хоть ранее рассматривалась история нашей планеты начиная с кембрийского периода, если деятельность гипотетической исчезнувший цивилизации была достаточно масштабной, то следы пережили б и гуронское оледенение, подробнее на тему палеоконтакта в другой раз.
А сейчас рассмотрим перспективы повышения уровня изученности других небесных тел солнечной системы. Разумеется, по многим показателям первым претендентом на колонизацию является Марс, на котором имеются большие залежи меди и никеля, количество которых на нашей планете не столь велико. Тем не менее, это не настолько редкие металлы, чтоб их доставка с Марса стала рентабельной в сколь-нибудь обозримом будущем, причём следует учитывать, что потребность человечества в этих металлах со временем может заметно снизиться. Так что реальная разработка природных ресурсов на Марсе может стать целесообразной лишь в случае постоянных поселений, тогда востребованным наверняка станет в том числе и присутствующее там в ещё большем количестве железо.
Как уже говорилось, хоть терраформирование Марса выглядит до некоторой степени реалистичным, сам этот процесс займёт как минимум несколько веков. В виду этого степень изученности недр Марса в обозримом будущем может возрасти лишь в случае предварительной разведки природных ресурсов. Несмотря на большое количество аппаратов, уже изучавших Марс, следы гипотетических инопланетных цивилизаций, ранее создававших поселения на Марсе, могут оставаться ненайденными. Во-первых, в значительной степени изучена лишь поверхность Марса, которая, к тому ж достаточно часто обновляется падающими метеоритами в виду близости пояса астероидов и низкой плотности атмосферы. Во-вторых, даже данные о поверхности не отличаются целостностью, значительная территория Марса исследована лишь с орбитальных аппаратов, в то время как перемещавшиеся по поверхности аппараты исследуют лишь небольшую территорию. Летающий модуль в составе аппарата Perseverance сможет лучше изучить более обширные территории, хотя, конечно, если он обнаружит достоверные следы исчезнувших технологически развитых цивилизаций, это в некотором смысле будет плохой новостью, т. е. в этом случае велика вероятность, что мы повторим их судьбу.
Сами по себе современные методы геологической разведки сложно применить к Марсу, ибо рельеф не благоприятствует быстрому передвижению по поверхности, особенно при использовании измерительных приборов, а полёты над Марсом сложны. Для аппарата Perseverance потребуются очень большие затраты энергии для полёта по принципу вертолёта, поскольку плотность атмосферы на Марсе очень низкая, а гравитация всего лишь примерно в 2,5 раза слабее, чем на нашей планете. Для полёта по принципу дирижабля на Марсе понадобился б баллон очень больших размеров, а по принципу самолёта - очень большая скорость, и при этом пришлось б как-то облетать горы, высота которых местами достигает 15-20 км.
Вероятно, с развитием технологий автопилота автономные самолёты для Марса станут возможными, при этом им нужно будет как-то набирать необходимую взлётную скорость, возможно, придётся предусматривать вертикальный взлёт. Ибо эта скорость будет гиперзвуковой даже для условий нашей планеты, поскольку средняя плотность воздуха на поверхности Марса соответствует плотности земного воздуха на высоте почти 40 км, а плотность воздуха на вершинах марсианских гор соответствует плотности земного воздуха на высоте 50-60 км. Соответственно, для полёта выше гор в режиме самолёта скорость будет приближаться к 2 км/с, при первой космической скорости на Марсе около 3,5 км/с, т. е. это будет вблизи аналога линии Кармана. Впрочем, отсутствие плотных слоёв атмосферы, вероятно, в какой-то степени удастся использовать для применения другой конструкции крыльев самолёта, при которой не понадобится столь значительная скорость для обеспечения нужной подъёмной силы.
Но многие современные методы геологической разведки предполагают движение летательного аппарата с небольшой скоростью. Так что, вероятно, для Марса будут разрабатываться специфические методы геологической разведки одновременно с проектами терраформирования. Одним из таких направлений может быть прямое исследование марсианских пещер. Как и в случае луны, сложно однозначно сказать, какую глубину они могут иметь, причём на Марсе, в отличие от луны, сохраняются незначительные следы геологической активности, и присутствует атмосфера, но жидкость на поверхности наверняка отсутствует на протяжении более миллиарда лет.
Вероятно, в марсианских пещерах будет возможность наблюдения следов разных геологических эпох, что, скорее всего, сможет рассказать, осуществлялась ли деятельность когда-то исчезнувших цивилизаций на Марсе.
В следующий части продолжим рассматривать перспективы более детальных исследований небесных тел солнечной системы.