Найти тему
КЛЕВЕР КЛИО

Первая попытка парламентаризма на Руси: кондиции Анны Иоанновны

Оглавление

Грузная, тучная, черноволосая, восседала новоизбранная Российская императрица на золотом троне в Лефортовском дворце. Всех обвела тяжелым взглядом, но в душе было уже легче от недавних заверений Остермана. В тронном зале творилась дичь мужицкая: с одной стороны – верховники со своими кондициями, с другой – часть дворянской делегации и кавалергарды, кричавшие: «Виват, Анна! Виват, самодержавие!». В зверином порыве многие из них позабыли, что императрица восседает рядом и смотрит на них, временами испуганно, не зная, чья возьмет. Но сегодняшний день благоволил Анне: из толпы вырвался Кантемир и с поклоном зачитал челобитную: «Просим всемилостивейшее принять самодержавие таково, каково ваши славные предки достохвальные имели…». Не время раздумывать, не время слушать рёв негодующих верховников, мелькнуло в руке перо и оставило след: «Учинить посему». Звучали громкие призывы: «Рви, матушка! Раздирай!», и Голицын САМ подал кондиции: «Вот они, подписанные вами кондиции. Воля ваша, воля величественная!». На минуту все стихло. Полетели клочки медленно на пол – и нет больше кондиций.

Портрет императрицы Анны Иоанновны. Художник: Л. Каравак. 1730 г.
Портрет императрицы Анны Иоанновны. Художник: Л. Каравак. 1730 г.

Выбор правителя.

После смерти императора Петра II, Русь столкнулась с проблемой: кому дальше править? Петр был последним представителем из рода Романовых по мужской линии, умер в 14 лет, не оставив после себя наследников.

Читайте также: "Вечно молодой, вечно пьяный… император Петр II".

Но претенденты все же имелись:

1. Князья Долгорукие выдвигали в царицы невесту Петра II, Екатерину Алексеевну. Они ссылались на завещание молодого новопреставленного императора, которое сами же и подделали, пользуясь тем, что фаворит императора, князь Иван Долгорукий хорошо приловчился рисовать царскую подпись. Но остальные члены Верховного тайного совета сразу подделку разоблачили и велели Долгоруким помалкивать. Вскоре все их семейство будет сослано в глухой город Березов, на место ссыльного ранее князя Меншикова.

2. Большой вес имела кандидатура дочери Петра I, Елизаветы Петровны. Но было много аргументов против: она жила беззаботной и разгульной жизнью в Александровой слободе, была молода (21 год к тому времени), и сама не стремилась к власти, отвечая свои сторонникам: «мне и так хорошо». Время Елизаветы Петровны тогда еще не пришло.

Портрет юной Елизаветы Петровны. Художник: И. Никитин. 1720-ые гг.
Портрет юной Елизаветы Петровны. Художник: И. Никитин. 1720-ые гг.

3. Жива была бабка Петра II, Евдокия Лопухина, заточенная Петром I в монастырь. Но посчитали, что она недостаточно годна на роль царицы, поскольку была лишь первой женой покойного Петра, всю жизнь прожила в монастыре, и государством управлять не способна.

4. Был еще «кильский ребенок», Карл Петер Ульрих (будущий Петр Федорович), внук Петра I и сын его дочери Анны. Но он был мал, 2 года от роду, и воспитывался в Голштинии. Придет и его черед Русью править.

Читайте также: "Замуж за троюродного брата: Екатерина II и Петр III".

5. Обратились к другой линии, к «Иоанновичам», из них было три сестры: Прасковья Волочи Ножку (но та была малоумной и ее даже не рассматривали), Екатерина Иоанновна (прозванная «дикой», герцогиня Мекленбургская), и Анна Иоанновна. Дикая герцогиня совсем была непомерна в своих страстях, имела слабости к разным мужчинам, много пила, и мужа имела свирепого и жестокого, которого никто в соправителях видеть не пожелал.

6. Остановились на кандидатуре, предложенной князем Дмитрием Голицыным – Анне Иоанновне, герцогине Курляндии и Семигалии.

Кондиции.

Дмитрием же Голицыным, величайшим умом того времени и были предложены «кондиции» (от лат. "condicio" — соглашение) для будущей императрицы. Их сутью было ограничение самодержавной монаршей власти и сосредоточение власти в руках Верховного тайного совета. По сути, предлагалось олигархическое управление страной, хотя Голицын заявлял, что в будущем страной будет править Сенат, и «палаты», наподобие Парламента.

Фотография кондиций.
Фотография кондиций.

Вот эти кондиции:

"1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской".

Всё перечисленное возможно было осуществить только с разрешения Верховного тайного совета. Также императрице запрещалось выходить замуж, определять наследника, надлежало слушаться советов Верховного тайного совета, состоящего из восьми членов, также надлежало придерживаться только православной веры «греческого исповедания».

Кондиции отвезли на Митаву, в Курляндию Анне Иоанновне. Та давно вдовствовала и жила в нужде, выпрашивая у Москвы каждый рубль, поэтому на кондиции с радостью согласилась и собственноручно их подписала, лишь бы вернуться в Россию императрицей.

Оценка.

Многие эксперты и историки считают, что кондиции были первой своего рода конституцией, законами для монарха, сдерживающими его власть.

К примеру, В. И. Новодворская писала:

«Это была великая попытка, потому что они планировали, по сути дела, сочетание польских политических традиций с английскими. И ведь чуть было не прошло. Это могло бы ускорить «конституционное» развитие России, это могло бы привести к тому, что великие реформы Александра I были бы сделаны раньше».

Другие считают, что кондиции могли стать первым шагом на пути к парламентаризму

Так, М. Щербатов писал:

«Ежели бы самолюбие и честолюбие оное не помрачило, то возможно было учинить основательные законы государству и власть государеву сенатом или парламентом ограничить». /«О повреждении нравов в России»/.

Кроме того, в 1814 г. конституционная программа одной из первых декабристских организаций, «Ордена русских рыцарей», практически слово в слово повторяла пункты кондиций.

Так или иначе, кондиции были величайшим и прогрессивным документом для Руси того времени, которые могли привести к более цивилизованному и гармоничному построению отношений между правителем и народом, часто страдающему от безграничной власти монархов.

Проекты.

После оглашения кондиций перед дворянством (представители которого со всей Руси очень удобно оказались в Москве, приехавшие сначала на царскую свадьбу и оставшиеся там на царские похороны) на собрании чинов 2 февраля 1730 г., многие оказались ими недовольны. Дворяне боялись, что вместо абсолютной власти одной императрицы, теперь в государстве будет абсолютная власть восьми членов Верховного тайного совета. Наметился раскол, которого не хотел допускать Дмитрий Голицын. Он предложил всем, у кого есть свое видение государственного устройства России, изложить его в проекте и представить «верховникам». После чего подразумевалось всем придти к общему мнению, согласовав кондиции с большинством из представленных проектов.

Портрет князя Д. М. Голицына. Неизвестный художник, XVIII в.
Портрет князя Д. М. Голицына. Неизвестный художник, XVIII в.

Предложения последовали, и их было много. Самые прогрессивные предлагали введение Парламента, или государственного совета, по образцу Англии и Швеции, другие предлагали сделать должность монарха выборной, как в Польше, третьи выступали за сосредоточение власти в руках аристократии, но немало было сторонников и у абсолютного самодержавия. Среди самых ярких лидеров таких сторонников выступал Феофан Прокопович, который венчал на царство Анну Иоанновну именно как «самодержавную» императрицу. Между тем князь Голицын больше придерживался проектов о введении в империи парламентаризма.

Разрыв.

Анна Иоанновна разрывает кондиции. Старинная гравюра.
Анна Иоанновна разрывает кондиции. Старинная гравюра.

После прибытия Анны Иоанновны в Москву, многие представители знати и дворянства стали высказывать ей свою преданную поддержку в сохранении самодержавной монархии, без кондиций и ограничений. Среди таких персон были: А.И. Остерман, Ф. Прокопович, князья Трубецкой, П. Ягужинский, Татищев, А.М. Черкасский, С.А. Салтыков, А.И. Ушаков, канцлер Головкин, обер-гофмаршал Рейнгольд Левенвольде (брат Густава, курляндского любовника Анны Иоанновны), Антиох Кантемир, многие другие. Также монархию поддерживали служивые и военные.

Этой поддержки было достаточно для новой императрицы, чтобы «передумать», и подписанные кондиции разорвать.

Вот так умерла в зародыше, так и не появившись тогда на свет на Руси, парламентская модель управления государством. И началось десятилетнее, самое что ни наесть необузданное и распутное самодержавие времен Анны Иоанновны.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Вам также может быть интересно:

Незавидная судьба ребенка – российского императора Ивана VI Антоновича

Несостоявшаяся Екатерина III: как любовница стала женой императора

Быть женой тирана: Надежда Аллилуева

Подписывайтесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и читайте больше исторических историй!