Известно, что самой красивой площадью Италии является площадь Синьории во Флоренции. Однако площади с таким же названием встречаются и в некоторых других итальянских городах. В прославленном Шекспиром городе Верона тоже есть площадь Синьории. За красоту и гармоничность форм жители прозвали ее «изящной гостиной» города. По периметру этой площади стоят старинные здания администрации и местного самоуправления. А в центре, с 1865 года, возвышается шестиметровый памятник, прожившему здесь 13 лет, самому знаменитому поэту Италии - Данте Алигьери (1265 – 1321 годы).
Пару лет назад мы с мужем побывали в Вероне и посетили площадь Синьории (итал. Piazza dei Signori). На одном из зданий этой площади наше внимание привлек необычный «почтовый ящик», на котором изображена рожица с большими ушами и написано объявление - призыв, которое в переводе с итальянского звучит так: «Секретные доносы против лихоимцев и полезные сведения о любых происшествиях».
Ещё со Средних веков вот таким незатейливым способом, опустив письмо в ящик, любой желающий мог донести на своего знакомого, сослуживца или соседа. Причем стукачество властями всячески поощрялось. Во многих странах Европы для подданных была введена обязанность доносить обо всех случаях нарушения законов и правил. При этом информатор получал хорошие деньги, которые составляли не меньше одной трети суммы назначенного судом штрафа тому, на кого он донес. Даже знаменитый распутник и мошенник Джакомо Казанова, в прошлом сидевший в тюрьме и несколько раз высланный из Венеции, на склоне своих лет переквалифицировался в шпиона инквизиционного трибунала. Он с удовольствием стучал на своих знакомых и соседей, и за это получал неплохие деньги.
Привычка информировать власти по любому, даже незначительному поводу, передалась от предков большинству сегодняшних жителей Западной Европы. Для этого достаточно позвонить и обо всём сообщить в полицию. В связи с пандемией коронавируса количество доносов в Европе резко увеличилось. Во Франции особо популярны доносы на соседей, не соблюдающих карантинный режим. Они стали настолько многочисленны, что телефонная линия полиции оказалась постоянно занятой. Власти страны были вынуждены обратиться к гражданам с просьбой прекратить бесполезные доносы, так как они мешают дозвониться в полицию свидетелям и жертвам настоящих преступлений.
В отличии от Запада большинство людей в России неодобрительно относятся к осведомителям. Стукачи, кляузники, доносчики, шпионы – эти слова всегда у нас были оскорбительными и негативными. Существует старинная русская поговорка - «Доносчику первый кнут», которая говорит о том, что кляузник должен подтвердить свои слова, пройдя испытание порки кнутом.
Многие задаются вопросом: «Что считать доносом, а что исполнением гражданского долга?» На мой взгляд, грань между стукачеством и гражданским долгом всё-таки есть. В случае, если при информировании прослеживается личная заинтересованность осведомителя (денежное вознаграждение, месть, карьерный рост и т.д.) – это стукачество. Если сообщение о правонарушении сделано в интересах общества - это гражданский долг.
На веронской площади Синьории памятник Данте Алигьери обращен в сторону здания, на котором установлен «почтовый ящик» для доносов. Сурово и печально смотрит каменный поэт на этот ящик и проходящих мимо него прохожих.
Данте давно определил свое отношение к стукачам. В своей «Божественной комедии» всех доносчиков и самого главного из них, Иуду Искариота, он поместил в последний, девятый круг Ада.
На этом прощаюсь.
Берегите себя.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи из рубрики «Их нравы»:
- «Музей Армии в Париже о Второй мировой войне. Кто же все-таки победил?»
- «Как в Париже обманывают туристов».
- «Два необычных предрассудка итальянцев, вызывающих удивление у туристов»
- «Bella Ciao» Как лирическую песню сделали героической, а потом превратили в весёлую попсу».
«Восток дело тонкое, или пять малоизвестных фактов об Иране»