Мы продолжаем знакомить наших читателей с редким и необычным вооружением Старого Китая.
Образец №7, который мы сегодня рассматриваем, обычно хорошо знаком поклонникам #ушу по давней истории про пиратов (倭寇 wōkòu) в XIII—XVI веках разорявших своими набегами побережье Китая. После прочтения вот этой статьи, читатели попросили рассказать:
как выглядело это необычное оружие, как его изготавливали и почему такое странное название? Волков что ли им разгоняли?)
Интересно, что до "благословенных девяностых" это артефакт можно было увидеть в запасниках Артиллерийского музея Санкт-Петербурга в качестве экспоната коллекции трофеев, вывезенных из похода генерала Линевича на #Пекин в 1900 году.
Но вернемся во времена династии Мин.
Несколько лет назад, в одной из западных монографий мне встретилось занимательное сопоставление деятельности этих морских разбойников - с ранними набегами норманнов, которых за их аналогичную деятельность в просвещенной Европе считали "чисто отродье Диавола!" Действительно, для лучшего понимания проблематики западными читателями, в той книге приводится много понятных для них аналогий: тут и более высокий культурный уровень Поднебесной, и превосходящий (на определенном этапе) уровень боевой выучки и организации нападавших, ну и конечно - беспощадность и неудержимость в ограблении своих жертв, забирая или уничтожая у них всё мало мальски ценное, включая конечно и средства пропитания, обрекая случайно уцелевших на мучительную смерть от голода. Но, как и в Западной Европе, в Минском Китае тоже смогли справиться с этим бедствием.
Обычно победителем принято выставлять генерала Ци Цзигуана, воина и поэта, однако в реальности активных и видных предводителей было куда больше. Тот же Ю Даю, которых отправился в те дни в поисках монахов-воинов в Шаолинь, но обнаружил там полный упадок - монахи забросили воинские искусства и совершенствовались, как полагается, в Дхарме. В итоге полководец остался там, чтобы возродить знаменитое шаолиньское искусство фехтования на шестах, обучая местных желающих технике боя шеста из Цюаньчжоу, которой он сам владел в совершенстве. Но об этом мы поговорим отдельно, как и про японских пиратов, которые на самом деле представляли крайне разнородный сброд, преимущественно из беглых китайских и корейских бандитов.
Но вернемся к теме статьи. По установившемуся мнению, оружие - это режущий, колющий, рубящий и дробящий инструмент, поэтому оно должно быть твердым, тяжелым и в некотором случае - эластичным. С древних времен и до наших дней, от каменных орудий до бронзы и стали, они в основном становились все тверже и тверже. Однако во времена династии Мин появилось оружие, сделанное из бамбука. Почему развитие оружия при династии Мин не продвигалось в этом направлении, а вместо этого использовался бамбук?
Что удивительно, во времена династии Мин уже было огнестрельное оружие. Император Чжу Ди в годы правления под девизом правления "Вечная радость" (永乐 Yǒnglè) создал специальный отряд в элите войск династии Мин.
Шэньцзиин (神机营 shénjīyíng) или Отряд чудесных механизмов был частью столичного гарнизона при династии Мин, вооружённый огнестрельным оружием, в том числе мушкетами и даже крепостной и полевой артиллерией. Так почему же у армии Мин все еще было такое примитивное оружие, как непонятная фигня из бамбука?
Как поётся в известной песне:
Ведь против самых метких стрел -
Всё решает огнестрел!
В середине династии Мин прибрежные пираты создавали большие проблемы. В какой-то момент им удалось даже осадить столичный Нанкин. При этом, несмотря на разношерстность той братии, основную силу пиратов составляли японские ронины. Они были хорошо мотивированы и лучше экипированы, обладали высокой боевой эффективностью и умели вести маневренную войну, избегая генерального сражения, столь излюбленного у военных регулярных армий. В то время армия династии Мин не была адаптирована к японским методам ведения боя, и хотя были несколько успешных случаев окружения и подавления японских пиратов, но ни один из них не увенчался успехом.
И тут на сцене появляется генерал Ци Цзигуан, который фактически создал армию нового образца в Чжэцзяне, готовясь уничтожить японских пиратов на юго-востоке страны. Именно тогда и появляется волчья метла из бамбука.
Генерал Ци, военный с широким кругозором и нестандартным мышлением, взял и позаимствовал это оружие у меньшинств провинции Гуаньси, где они составляли народное ополчение (в том числе вооруженного и дробовиками), вот генерал и отмобилизовал знаменитых в тех краях солдат-"волков" в свою армию. Вместе с их необычным оружием, дешевым и гораздо более доступным в тот момент для массового производства.
Любая война - это в первую очередь война экономик. Стоимость и процесс производства оружия из бамбука относительно невысоки, и его легко сделать, заменить или отремонтировать. Однако для производства волчьей метлы бамбук проходит через множество процессов, прежде чем его можно будет использовать в бою.
Сначала бамбук требуется обработать кипятком, придав ему нужную форму, предпочтительно в форме зубца - для боковых элементов. Затем заготовки надо было кипятить в горячем тунговом масле в течение семи дней. Во времена династии Мин запасы тунгового масла в Цзянсу и Чжэцзяне были в изобилии, поэтому для создания подобного оружия не было особых проблем.
Изготовленный таким образом бамбук уже был наполовину готов.
Затем вам нужно нанести яд на дополнительные элементы и вставить железный наконечник для копья на верхушку бамбука, чтобы модифицированный бамбук действительно мог стать смертоносным и грозным оружием длиной более трех метров и весом около семи цзиней. Поэтому для таких бойцов в народное ополчение Гуаньси отбирали наиболее крупных и сильных претендентов, отличающихся при этом отвагой и мужеством.
Однако такое оружие требовало сотрудничества и продуманной, отработанной воинской организации.
Итак, для подготовки новой, более эффективной против японцев, армии Ци Цзигуан использовал уже доступные ему средства - народное ополчение провинции Гуанси в качестве основы. Вот что сообщают нам про этих солдат современники:
У солдат-"волков" Гуанси сильная жестокость, они полны решимости быть «мертвыми и непобедимыми» каждый раз, когда сталкиваются с в врагом в битве, и они совершили бессмертные подвиги в войне против Японии.
Ключевым аспектом новой армии стала дисциплина и выучка солдат. Ци Цзигуан понимал главенствующую важность дисциплины, строевой подготовки и тактического слаживания для решения своей непростой задачи. Как известно из дальнейшей истории:
Порядок бьет класс.
Именно это позволило победить японских пиратов, а не неведомое для противника оружие. Но затем дисциплина солдат-"волков" становилась все хуже и хуже, и их репутация больше не была «подобна волку как тигру», про них стали говорить «жадный, как волк». Деградация и вырождение этих войск были лишь следствием тех необратимых и закономерных процессов, что вели к закату династии Мин.
Ухудшение боевой мощи в сочетании с установлением системы Восьми знамен в годы династии Цин в дальнейшем полностью удалило солдат-"волков" со сцены истории, но нельзя отрицать, что солдаты-"волки" с их крайне необычным оружием были воинской элитой династии Мин и гордостью провинции Гуанси.
Дм. Моисеев, СПб -2020
#блоги увлеченных людей