История возникновения выражения «бить рынду» уже, наверное, набила оскомину. Тем не менее, напомню вкратце самую распространенную версию происхождения этого выражения. В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», т.е. звони в колокол. В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей». Если не ошибаюсь, даже в толковом словаре В. Даля есть упоминание об этом.
Также можно провести параллель между бить рынду и быть в набат, т.е. просто звонить в колокол. Рында - это особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим. В русском флоте «рынду били» в полдень. Таким образом, выделяли звоном смену корабельной вахты.
Сейчас уже многие называют судовой колокол «рындой». И мало кто обращает внимание на это заблуждение.
И все-таки, термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень.
Ещё на парусном флоте время измеряли с помощью песочных часов которых «хватало» на полчаса. И каждые полчаса их приходилось переворачивать. Этот отрезок времени назывался «склянкой». И каждый переворот песочных часов сопровождался ударом судового колокола.
Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами в судовой колокол каждые полчаса.
Склянки в морской жизни играли далеко не последнюю роль, определяя распорядок корабельной жизни.
К счастью, хорошая морская традиция – отмечать текущее время ударами в судовой колокол сохранилась до наших дней.
В Корабельном уставе Военно-морского флота упоминается порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в судовой колокол.
Судовой колокол устанавливается на все суда длиной больше 12 метров. Он обязательно должен быть на судне, а порядок его использования прописан в Правилах предупреждения столкновения судов в море.
Судовой колокол как лицо корабля. Он всегда должен быть тщательно начищен. Это и голос и душа судна.
Для громкого и мелодичного звона судовой колокол отливался из специального сплава: олова, меди и цинка. Иногда в этот сплав добавляли драгоценные металлы. В зависимости от соотношения металлов и рождается звук судового колокола. Опытные мастера меняют пропорции в составе сплава, чтобы придать своему судовому колоколу неповторимый «голос».
Интересные факты:
- Судовой колокол (рынду) на судне менять не принято, и, даже если судно изменяет название (смена судовладельца, порта приписки и прочие причины), на нем остается рында с прежним названием судна.
- Существует легенда, если судовой колокол звонил сам по себе - жди несчастье.
- В память об умершем на корабле моряке, отбивали восемь ударов колокола, что означает "конец вахты". В английском языке до сих пор используется устойчивое выражение "Eight Bells" (восемь ударов в колокол), которое имеет примерно означает: "последние слова" или "некролог".
- В шторм, то матросы били в судовой колокол со всей силы, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Этим звоном они старались отпугнуть морских чудовищ и одновременно оповестить встречные суда об опасности столкновения.
- Родившегося на судне во время плавания ребенка крестили под чистый и радостный звон судового колокола, а в отдельных случаях и в самом колоколе.
- А еще лиричный перезвон судового колокола звучит в заставке фильмов Одесской киностудии.
Как вы считаете: нужен ли колокол на современных судах в наше время или это пережиток прошлого?
Читайте на канале:
Селфи за 30 000 долларов - круиз на Северный полюс.
Виктор Конецкий: Писатель, Моряк, Человек.
Куда «катится» груз? Накатные суда – ролкеры.