Рассматривая линию развития противолодочных кораблей в советском флоте нельзя обойти вниманием корабли проекта 1135. Поэтому мы сделаем паузу в рассмотрении совершенствования линии от МПК проекта 1124 к СКР проекта 1154 и рассмотрим "параллельную" ветку больших противолодочных кораблей. И на этот раз вспомним проект 1135. Несмотря на то, что строительство 1124 и 1135 проходило примерно в один период, по логике можно назвать пр.1135 как связывающее звено между малым "Альбатросом" и более крупным "Ястребом". Мы не будем утверждать, что высказанное мнение и общий взгляд на этот генезис единственно верный, однако подчеркнем, что он основывается на работах известных и уважаемых специалистов в области истории советского ВМФ.
Развивая линию больших (океанских) противолодочных кораблей пр.1134А и пр.1134Б руководство ВМФ решило начать разработку БПК чуть меньшего размера для обеспечения ПЛО и ПВО соединений кораблей и поиска подводных лодок в открытых морских районах, где эффективность действия кораблей пр.159 и 35 (стандартное водоизмещение 940-980 т) была недостаточной. В 1964 году Северному ПКБ было выдано ТТЗ на проектирование БПК пр.1135 под шифром «Буревестник» (главный конструктор - Н.П.Соболев). Работы велись достаточно оперативно, и проектирование корабля было закончено через два года, в 1966 году.
При сравнительно ограниченном стандартном водоизмещении в 2800 тонн (почти в три раза больше пр.159 и 35) корабль имел достаточно мощное противолодочное вооружение состоящее из ПЛУР «Метель» (4 ПУ), 2x4 533-мм ТА и 2 РБУ-6000. Корабль имел гидроакустическое вооружение идентичное с БПК пр.1134Б: ГАС «Титан-2» и ГАС «Вега». Зенитное вооружение включало: 2 ЗРК СО «Оса-М» 2x2 ПУ (40) и 2x2-76-мм АК-726 с одной РЛС управления «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС «Ангара». В тоже время корабль не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией (весьма слабой по калибру) и торпедами. Наконец дальность обнаружения подводной лодки гидроакустикой была много меньше дальности стрельбы ПЛУР.
Если на пр.1134А, 1134Б для поиска ПЛ на больших дальностях имелся вертолет Ка-25, то на корабле проекта 1135 он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля считали, что они будут действовать парами, один корабль поисковый, а второй ударный и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР. Для обоснования этой «оригинальной» тактики были исписаны целые тома научных трактатов. Идея создания специализированных по задачам кораблей в данном случае дошла уже до абсурда, в результате чего был создан корабль специализированный и по тактике боевого применения. Очевидно, понимая это, Главком высказал мысль, что эти корабли «… должны будут действовать вместе с противолодочной авиацией и в частности с вертолетами ПЛО берегового базирования». Только после принятия на вооружение комплекса ПЛУР «Раструб-Б» (вместо «Метели»), способного поражать и надводные цели, система вооружения корабля получилась более сбалансированной. Как говорится, без комментариев.
СКР пр. 1135 имеет полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяло ему хорошо держаться в море при сильном волнении. Однако расположение оружия и вооружения нельзя признать удачным. Она в определенной степени напоминает размещение на РКР пр.58. В носовой части размещается наводящаяся 1x4 ПУ ПЛУР «Метель», а в кормовой оконечности размещены обе артиллерийские установки (как на пр.58). ЗРК были размещены более удачно - по одному комплексу в носу и в корме.
Главная энергетическая установка принята ГГТУ подобная таковой на пр.1134Б, но только с одной форсажной газовой турбиной на каждом валу. Благодаря специальному устройству редуктора обеспечивалась работа и одного маршевого двигателя на оба вала. Также как и у ГЭУ пр.1134Б газовые турбины имеют газовый реверс. Это позволило получить дальность плавания более 4000 миль при экономической скорости.
Головной корабль проекта 1135, получивший наименование «Бдительный», был построен в 1970 году на заводе «Янтарь» в Калининграде. Кроме того строительство этих кораблей было развернуто еще на двух заводах: им.А.Жданова и «Залив» в Керчи (А не тот ли это «Залив», где недавно были заложены новые корабли для российского флота?). Испытания показали, что мореходность корабля по использованию оружия достигла 5 баллов (буксируемую ГАС можно было использовать при волнении 4 балла).
В процессе строительства этих кораблей решили усилить артиллерийское вооружение за счет установки новых 100-мм АУ АК-100 с РЛС управления «Лев». Заодно решили установить более совершенную ГАС «Титан-2Т». Эти улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения почти на 140 т. Но из-за необеспеченности поставок артустановок АК-100 строительство кораблей по измененному проекту получившему номер 1135М велось только на одном заводе («Янтарь») с 1975 года по 1981 год, то есть параллельно со строительством исходного пр.1135.
Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов.
Корабли широко использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля морской зоны. В конце 70-х годов эти корабли были переклассифицированы из БПК в СКР. Во время ремонтов на крышах помещений лебедок буксируемых ГАС устраивались площадки для приема грузов от вертолетов и для его посадки в крайнем случае. Кораблю явно не хватало вертолетного вооружения.
Хорошие мореходные качества этих кораблей обратили на них внимание пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 70-х годов. По ТТЗ выданному КГБ в Северное ПКБ был выполнен проект пограничного корабля (номер проекта 11351, главный конструктор А.К.Шныров).
По сравнению с базовым пр. 1135 были произведены следующие изменения: вместо демонтированного комплекса ПЛУР размещена одна 100-мм АУ АК-100 а РЛС управления «Лев» перенесена на носовую надстройку, вместо всего кормового комплекса вооружения размещена ВПП с ангаром и 30-мм автоматы с РЛС управления «Вымпел». Гидроакустика также была изменена - размещена подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза». В результате изменений стандартное водоизмещение возросло на 370 т. Благодаря увеличению мощности форсажных двигателей скорость полного хода осталась неизменной.
Уже позже в середине 80-х годов осознав, что получился очень удачный корабль на его базе в ПКБ стали прорабатывать экспортный вариант – пр.11356. Так вместо 2 РБУ-6000 предлагалось разместить 2х4 ПУ ПКР «Уран» (предполагалось что иностранным заказчикам придется больше по душе корабль с ударными возможностями). Следовательно, развивая проект 11351 можно было бы выйти на создание вполне сбалансированного многоцелевого корабля, но руководство ВМФ этим направлением развития кораблей не заинтересовалось. Повторялась история с 61М и 61МЭ, когда экспортный вариант (61МЭ) был лучше, чем базовый и показал возможность создания, при желании, многоцелевого корабля в ограниченном водоизмещении.
Строительство кораблей проекта 11351 было развернуто на одном судостроительном заводе – «Залив» в Керчи. Головной корабль, получивший наименование «Менжинский», был сдан КГБ в 1983 году. Всего до развала СССР удалось построить 8 кораблей, а в постройке в этот момент находилось еще 2 корабля, «приватизированных» Украиной.
В 1983-1984 годах один корабль пр. 1135 – «Жаркий» был модернизирован по пр.11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-М1». Стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.
Еще в 1983 году был разработан пр.11362 - проект размещения на этих кораблях УРО. Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 90-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только 2-х кораблей: «Легкий» и «Пылкий». На место снятых РБУ-6000 установлено 2x4 ПУ ПКР "Уран". Подверглись изменениям и средства обнаружения : вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» установлена ГАС «Титан-2Т». Стандартное водоизмещение увеличилось на 190 т. Прошедшие модернизацию корабли пока плавают без ПКР из-за их неготовности.
Если сравнить СКР пр.1135 и его модификации с иностранными аналогами, то можно заметить что они если и уступали по возможностям ПЛО то не на много (фрегаты США типа «Нокс» обладали лучшей ГАС, но имели менее дальнобойный комплекс ПЛУР), а возможности ПВО были у нашего корабля даже несколько выше (только 6 фрегатов США «Брук» сильнее). Однако отсутствие авиационного вооружения и слабое артиллерийское вооружение (пр. 1135) существенно снижало боевые возможности наших кораблей. Проведенная в 70-х годах модернизация и довооружение многих фрегатов США и Великобритании новыми ЗРК типа «Си Спарроу», ПКР «Гарпун» и «Экэосет», многоцелевыми вертолетами; привела к быстрому моральному устареванию отечественных СКР пр. 1135. Наконец строительство в США крупной серии (планировалась серия в 86 единиц) многоцелевых фрегатов УРО типа «О.Х.Перри» привело к еще большему качественному отставанию отечественных СКР.
Учитывая эти обстоятельства в 1 ЦНИИ МО уже в середине 70-х годов начались исследования направленные на создание перспективного многоцелевого СКР. Группе специалистов, во главе с капитаном 3 ранга В.П.Кузиным удалось доказать руководству института, что настало время реализации полученных научных результатов. В это время велось проектирование МПК пр. 1154, как развитие пр.1124 в направлении размещения вертолета и усиления ПВО. Главный конструктор этого корабля Н.А.Яковлевский поддержал предложение 1 ЦНИИ МО по переработке проекта в направлении создания многоцелевого СКР, который по своими боевым возможностям не долно был уступать лучшим зарубежным кораблям класса фрегат («О.Х.Перри» США, «Бремен» Германия и «Маэстрале» Италия). Главком утвердил новое ТТЗ на проектирование многоцелевого СКР в 1981 году.
Проектирование корабля было поручено Зеленодольскому ПКБ. Корабль получил шифр «Ястреб» и пр.11540, главный конструктор остался прежним. Основное назначение корабля: противолодочная и противовоздушная оборона соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов.
А как шли работы по проектированию обновленного "Ястреба" пр.11540 в нашей следующей статье.
Спасибо за внимание к статье, следующие не заставят себя ждать, подписываетесь, задавайте вопросы, обсуждайте!
Для тех кто желает ознакомиться с другими материалами по теме, обратите внимание:
Первый шаг от "Альбатроса" к "Ястребу" был сделан, но до реализации проекта дело не дошло...
"Альбатрос" был не один - 1124П, 1124М, 1124К и другие...
"Альбатрос" - первый из "малых" в противолодочной борьбе