Найти тему
Navygaming Channel

"Буревестник" - где-то между "Альбатросом" и "Ястребом"

Рассматривая линию развития противолодочных кораблей в советском флоте нельзя обойти вниманием корабли проекта 1135. Поэтому мы сделаем паузу в рассмотрении совершенствования линии от МПК проекта 1124 к СКР проекта 1154 и рассмотрим "параллельную" ветку больших противолодочных кораблей. И на этот раз вспомним проект 1135. Несмотря на то, что строительство 1124 и 1135 проходило примерно в один период, по логике можно назвать пр.1135 как связывающее звено между малым "Альбатросом" и более крупным "Ястребом". Мы не будем утверждать, что высказанное мнение и общий взгляд на этот генезис единственно верный, однако подчеркнем, что он основывается на работах известных и уважаемых специалистов в области истории советского ВМФ.

Развивая линию больших (океанских) проти­володочных кораблей пр.1134А и пр.1134Б руководство ВМФ решило начать разработку БПК чуть меньшего размера для обеспечения ПЛО и ПВО соедине­ний кораблей и поиска подводных лодок в открытых морских районах, где эффективность действия кораблей пр.159 и 35 (стандартное водоизмещение 940-980 т) была недостаточной. В 1964 году Северному ПКБ было выдано ТТЗ на проектиро­вание БПК пр.1135 под шифром «Буревестник» (главный конструктор - Н.П.Соболев). Работы велись достаточно оперативно, и проектиро­вание корабля было закончено через два года, в 1966 году.

СКР проекта 1135 "Безукоризненный" в Средиземном море
СКР проекта 1135 "Безукоризненный" в Средиземном море

При сравнительно ограниченном стандарт­ном водоизмещении в 2800 тонн (почти в три раза больше пр.159 и 35) корабль имел достаточно мощное противолодочное вооруже­ние состоящее из ПЛУР «Метель» (4 ПУ), 2x4 533-мм ТА и 2 РБУ-6000. Корабль имел гидро­акустическое вооружение идентичное с БПК пр.1134Б: ГАС «Титан-2» и ГАС «Вега». Зенитное вооруже­ние включало: 2 ЗРК СО «Оса-М» 2x2 ПУ (40) и 2x2-76-мм АК-726 с одной РЛС управления «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС «Ангара». В тоже время ко­рабль не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией (весьма слабой по калибру) и торпедами. Нако­нец дальность обнаружения подводной лодки гидроакустикой была много меньше дальности стрельбы ПЛУР.

Если на пр.1134А, 1134Б для поиска ПЛ на больших дальностях имелся вертолет Ка-25, то на корабле проекта 1135 он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля счита­ли, что они будут действовать парами, один корабль поисковый, а второй ударный и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР. Для обоснования этой «ориги­нальной» тактики были исписаны целые тома научных трактатов. Идея создания специализи­рованных по задачам кораблей в данном случае дошла уже до абсурда, в результате чего был создан корабль специализированный и по такти­ке боевого применения. Очевидно, понимая это, Главком высказал мысль, что эти корабли «… должны будут действовать вместе с проти­володочной авиацией и в частности с вертолета­ми ПЛО берегового базирования». Только после принятия на вооружение комплекса ПЛУР «Раструб-Б» (вместо «Метели»), способного пора­жать и надводные цели, система вооружения корабля получилась более сбалансированной. Как говорится, без комментариев.

СКР пр. 1135 имеет полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяло ему хорошо держаться в море при сильном волнении. Однако расположение ору­жия и вооружения нельзя признать удачным. Она в определенной степени напоминает размещение на РКР пр.58. В носовой части размещается наводящаяся 1x4 ПУ ПЛУР «Метель», а в кормо­вой оконечности размещены обе артиллерийские установки (как на пр.58). ЗРК были размещены более удачно - по одному комплексу в носу и в корме.

СКР проекта 1135 "Достойный"
СКР проекта 1135 "Достойный"

Главная энергетическая установка принята ГГТУ подобная таковой на пр.1134Б, но только с одной форсажной газовой турбиной на каждом валу. Благодаря специальному устройству редуктора обеспечивалась работа и одного маршевого двигателя на оба вала. Также как и у ГЭУ пр.1134Б газовые турбины имеют газовый реверс. Это позволило получить дальность плавания более 4000 миль при экономической скорости.

Головной корабль проекта 1135, получивший наименование «Бдительный», был построен в 1970 году на заводе «Янтарь» в Калининграде. Кроме того строительство этих кораблей было развернуто еще на двух заводах: им.А.Жданова и «Залив» в Керчи (А не тот ли это «Залив», где недавно были заложены новые корабли для российского флота?). Испытания показали, что мореходность корабля по использованию оружия достигла 5 баллов (буксируемую ГАС можно было использовать при волнении 4 балла).

В процессе строительства этих кораблей ре­шили усилить артиллерийское вооружение за счет установки новых 100-мм АУ АК-100 с РЛС управления «Лев». Заодно решили установить более совершенную ГАС «Титан-2Т». Эти улуч­шения привели к увеличению стандартного водоизмещения почти на 140 т. Но из-за необеспе­ченности поставок артустановок АК-100 строительство кораблей по измененному проекту получившему номер 1135М велось только на одном заводе («Янтарь») с 1975 года по 1981 год, то есть параллельно со строительством исход­ного пр.1135.

СКР проекта 1135М
СКР проекта 1135М

Всего было построено 32 корабля: по проекту 1135 до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен; с 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного проекта 1135М, было построено 11 корпусов.

Корабли широко использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля морской зоны. В конце 70-х годов эти корабли были переклассифицированы из БПК в СКР. Во время ремонтов на крышах помещений лебедок буксируемых ГАС устраивались площадки для приема грузов от вертолетов и для его посадки в крайнем случае. Кораблю явно не хватало верто­летного вооружения.

Хорошие мореходные качества этих кораблей обратили на них внимание пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 70-х годов. По ТТЗ выданному КГБ в Северное ПКБ был выполнен проект погранично­го корабля (номер проекта 11351, главный конструктор А.К.Шныров).

По сравнению с базовым пр. 1135 были произведены следую­щие изменения: вместо демонтированного ком­плекса ПЛУР размещена одна 100-мм АУ АК-100 а РЛС управления «Лев» перенесена на носовую надстройку, вместо всего кормового комплекса вооружения размещена ВПП с ангаром и 30-мм автоматы с РЛС управления «Вымпел». Гидроакустика также была изменена - размещена подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза». В результате изменений стандартное водоизмещение возросло на 370 т. Благодаря увеличению мощности форсажных двигателей скорость полного хода осталась неизменной.

Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС», 1 марта 1987 года
Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС», 1 марта 1987 года

Уже позже в середине 80-х годов осознав, что получился очень удачный корабль на его базе в ПКБ стали прорабатывать экспортный вариант – пр.11356. Так вместо 2 РБУ-6000 предлагалось разместить 2х4 ПУ ПКР «Уран» (предполагалось что иностранным заказчикам придется больше по душе корабль с ударными возможностями). Следовательно, развивая проект 11351 можно было бы выйти на создание вполне сбалансированного многоцелевого корабля, но руководство ВМФ этим направлением развития кораблей не заинтересовалось. Повторялась история с 61М и 61МЭ, когда экспортный вариант (61МЭ) был лучше, чем базовый и показал возможность создания, при желании, многоцелевого корабля в ограниченном водоизмещении.

Строительство кораблей проекта 11351 было развернуто на одном судостроительном заводе – «Залив» в Керчи. Головной корабль, получивший наименование «Менжинский», был сдан КГБ в 1983 году. Всего до развала СССР удалось построить 8 кораблей, а в постройке в этот мо­мент находилось еще 2 корабля, «прива­тизированных» Украиной.

Пограничный СКР проекта 11351 "Менжинский"
Пограничный СКР проекта 11351 "Менжинский"

В 1983-1984 годах один корабль пр. 1135 – «Жаркий» был модернизирован по пр.11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-М1». Стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.

СКР проекта 11353 "Жаркий"
СКР проекта 11353 "Жаркий"

Еще в 1983 году был разработан пр.11362 - проект размещения на этих кораблях УРО. Одна­ко реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 90-х годов. До развала СССР и обвально­го сокращения ВМФ удалось провести модерни­зацию только 2-х кораблей: «Легкий» и «Пылкий». На место снятых РБУ-6000 установлено 2x4 ПУ ПКР "Уран". Подверглись изменениям и средст­ва обнаружения : вместо РЛС «Ангара» установ­лена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» уста­новлена ГАС «Титан-2Т». Стандартное водоиз­мещение увеличилось на 190 т. Прошедшие модернизацию корабли пока плавают без ПКР из-за их неготовности.

Если сравнить СКР пр.1135 и его модифика­ции с иностранными аналогами, то можно заме­тить что они если и уступали по возможностям ПЛО то не на много (фрегаты США типа «Нокс» обладали лучшей ГАС, но имели менее дально­бойный комплекс ПЛУР), а возможности ПВО были у нашего корабля даже несколько выше (только 6 фрегатов США «Брук» сильнее). Однако отсутствие авиационного вооружения и слабое артиллерийское вооружение (пр. 1135) сущест­венно снижало боевые возможности наших ко­раблей. Проведенная в 70-х годах модернизация и довооружение многих фрегатов США и Велико­британии новыми ЗРК типа «Си Спарроу», ПКР «Гарпун» и «Экэосет», многоцелевыми вертолета­ми; привела к быстрому моральному устарева­нию отечественных СКР пр. 1135. Наконец строи­тельство в США крупной серии (планировалась серия в 86 единиц) многоцелевых фрегатов УРО типа «О.Х.Перри» привело к еще большему каче­ственному отставанию отечественных СКР.

Учитывая эти обстоятельства в 1 ЦНИИ МО уже в середине 70-х годов начались исследова­ния направленные на создание перспективного многоцелевого СКР. Группе специалистов, во главе с капитаном 3 ранга В.П.Кузиным удалось доказать руководству института, что настало время реализации полученных научных резуль­татов. В это время велось проектирование МПК пр. 1154, как развитие пр.1124 в направлении размещения вертолета и усиления ПВО. Главный конструктор этого корабля Н.А.Яковлевский поддержал предложение 1 ЦНИИ МО по переработке проекта в направлении создания многоцелевого СКР, который по своими боевым возможностям не долно был уступать лучшим зарубежным кораблям класса фрегат («О.Х.Перри» США, «Бремен» Германия и «Маэстрале» Италия). Главком утвердил новое ТТЗ на проектирование многоцелевого СКР в 1981 году.

Проектирование корабля было поручено Зеленодольскому ПКБ. Корабль получил шифр «Ястреб» и пр.11540, главный конструктор остался прежним. Основное назначение корабля: противолодочная и противовоздушная оборона соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов.

А как шли работы по проектированию обновленного "Ястреба" пр.11540 в нашей следующей статье.

Спасибо за внимание к статье, следующие не заставят себя ждать, подписываетесь, задавайте вопросы, обсуждайте!

Для тех кто желает ознакомиться с другими материалами по теме, обратите внимание:

Первый шаг от "Альбатроса" к "Ястребу" был сделан, но до реализации проекта дело не дошло...

"Альбатрос" был не один - 1124П, 1124М, 1124К и другие...

"Альбатрос" - первый из "малых" в противолодочной борьбе