Найти тему
Начни с тренировки

Как выбрать спортивную секцию для ребенка?

Оглавление

Вопрос, как выбрать спортивную секцию для ребенка, рано или поздно возникает у всех родителей. Особенно важно сделать правильный выбор, если это предстоит в первый раз. Занятия либо привьют интерес к спорту и понимание важности здорового жизни, либо разочаруют и вовсе отобьют желание тренироваться. Важно учитывать не только потенциальную пользу для здоровья, но и предпочтения ребенка. В этом материале ты найдешь важные критерии выбора и примеры лучших секций для детей разных возрастов.

При выборе детской секции родители отталкиваются от возможностей, это рациональный подход. Жителям небольших городов приходится выбирать из того, что есть в их местности. Те, кто живут в мегаполисах, тоже ограничены в выборе, так как им хочется, чтобы место проведения было в шаговой доступности от дома или школы. Составив список возможных вариантов, можно переходить к выбору между ними.

Что учитывать?

Наиболее весомыми будут следующие критерии:

  • предпочтения. Увлечения и мечты появляются в самые ранние годы. Если мальчик хочет быть футболистом, а девочка — танцевать, то решение очевидно;
  • возраст. Пятилетнего не выйдет записать в класс, в который принимают только школьников. Придется повременить или выбрать то, что подходит в текущий момент;
  • пол. Это касается не только сугубо женских дисциплин, как художественная гимнастика, или мужских, как регби. В маленьком городе можно столкнуться с тем, что на баскетбол или гандбол в этом году набирают только мальчиков;
  • здоровье. Чтобы не было разочарований, стоит сразу учесть противопоказания. Будет обидно, если ребенок настроится на определенную деятельность, но не получит допуск от врача;
  • темперамент. Определить тип темперамента можно практически сразу после рождения. От него многое зависит;
  • комплекция. Успех во многих направлениях зависит от природных данных. Крупная девочка вряд ли добьется результатов в художественной гимнастике. Более того, ей будет некомфортно осознавать, что ее телосложение сильно отличается от других;
  • квалификация тренера и оснащение места. Наличие современного инвентаря важно, но еще важнее профессионализм будущего наставника. От него зависят не только спортивные успехи, но и безопасность тренинга;
  • стоимость. Оценивать нужно не только ежемесячную оплату, но и расходы на все необходимое: экипировку, инвентарь, будущие соревнования. Не стоит принимать решение, не рассчитав примерные траты за год.

Именно по этим критериям следует оценивать все территориально доступные классы. Чтобы ничего не упустить, каждый из них стоит рассмотреть отдельно.

-2

Возраст

Стандарты обучения детей спортивным дисциплинам заложены на законодательном уровне. Детей до шести лет разрешается обучать исключительно в форме игры, его физическое и эмоциональное развитие не соответствует изучению сложных техник и выполнению некоторых упражнений. Начать посещение можно и в более раннем возрасте, но тогда первые годы будут отведены на общее физическое развитие. Полноценные тренировки в рамках выбранного вида спорта обычно начинаются только к семи годам. Исключением являются гимнастические дисциплины, на них сразу же начинается изучение легких упражнений и техник.

Установленное законом ограничение предназначено для безопасности детей, однако, оно не означает, что заниматься спортом можно только со школьного возраста. Для младшего возраста секции принесут неоспоримые преимущества:

  • укрепление здоровья, развитие физического потенциала;
  • появление привычки тренироваться, формирование любви к спорту;
  • предварительная подготовка с развитием навыков, необходимых для выбранной дисциплины.

К самым первым занятиям можно приступить уже в 2-3 года. Предпочтительными будут обучение плаванию с персональным инструктором, а также катанию на лыжах, роликах, сноуборде. В этот же период начинается обучение фигурному катанию и художественной гимнастике. Двухлетний малыш не в состоянии самостоятельно контролировать свое физическое и психологическое состояние, поэтому ему требуется опытный и чуткий наставник. Педиатры напоминают, что костная и мышечная система малыша еще не сформирована, двигательные навыки не доведены до автоматизма. Поэтому учитель должен уделять много внимания каждому подопечному, в приоритете — индивидуальные практики.

-3

Начиная с 4-5 лет спектр доступных дисциплин расширяется. В него добавляются восточные единоборства, особенно востребованные для детей направления: каратэ, тхэквондо, джиу-джитсу. Становятся доступными велоспорт, горные лыжи и конькобежные дисциплины, групповые занятия плаванием, акробатикой и гимнастикой, настольный теннис, танцевальные направления, командные игры: футбол и волейбол. Тренировки будут направлены на общее укрепление организма, нужные навыки прививаются на любительском уровне. Мальчики и девочки знакомятся со спортом, обретают внутреннюю дисциплину.

С 6-7 лет во многих видах спорта начинается полноценное профессиональное становление. Мальчики начинают играть в американский футбол, девочки — обучаться синхронному плаванию. Боевые искусства расширяются с восточных единоборств до разных направлений борьбы, в этом же возрасте уже можно начинать заниматься легкой и тяжелой атлетикой. Концентрация внимания у детей возрастает, поэтому становятся доступными шахматы и бильярд.

Некоторые дисциплины слишком сложные для раннего возраста, поэтому набор начинается только с 8-11 лет. Это бокс и кикбоксинг, верховая езда, фехтование, альпинизм, игровые виды спорта: регби, баскетбол, гандбол, керлинг. В этот период стоит особенно внимательно прислушиваться к мнению сына или дочери. Возможно, прямо сейчас он выберет увлечение или даже профессиональную деятельность на всю жизнь.

Медицинские противопоказания

Для записи в любую группу необходимо предоставить справку от педиатра об отсутствии противопоказаний. Если имеются проблемы со здоровьем, то выбирать тип нагрузок следует вместе с врачом. Специалист может порекомендовать пойти на плавание или гимнастику.

-4

Безусловными противопоказаниями к любым спортивным тренировкам являются:

  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • любые пороки в развитии;
  • хронические заболевания внутренних органов;
  • болезни глаз.

Даже в таких случаях можно заниматься оздоровительной физической культурой или развиваться в других щадящих дисциплинах.

Тип темперамента

Размышляя, как выбрать секцию для ребенка, родители часто забывают про такой важный критерий, как тип темперамента. Поэтому занятия быстро прекращаются, дети теряют интерес к тому, что им не подходит. Психологи выделяют четыре типа темперамента:

  • сангвиник. Это прирожденные лидеры, им важно постоянно осознавать собственную важность, понимать, что результат зависит от их личного вклада. Групповые программы сангвиникам не нравятся, они не хотят делиться с кем-то достижениями. Стоит сделать выбор в пользу плавания, восточных единоборств, тенниса и других направлений, где можно добиваться личного успеха;
  • холерик. С самого раннего детства они очень энергичные и эмоциональные, такими же холерики остаются и по мере взросления. Подойдут любые активные командные виды спорта, также можно обратить внимание на единоборства, они учат контролировать эмоции;
  • флегматик. Они очень спокойны, остаются невозмутимыми практически во всех ситуациях. Обычно флегматики усидчивы и готовы прикладывать много усилий для достижения результата. При таком типе темперамента подойдет любое направление, но оно должно на самом деле привлекать ребенка, чтобы ему хотелось добиться успеха;
  • меланхолик. Они чувствительны и ранимы, иногда кажутся отрешенными от всего, что происходит вокруг. Меланхолику будет комфортно развиваться в той сфере, где он сможет получать много дружеской поддержки. Это может быть как индивидуальная, так и групповая дисциплина, но наставник должен заботиться о психологической атмосфере, комфорте каждого из подопечных.
-5

Комплекция

Когда родитель отдает дочь или сына на спорт, он не знает, чем это обернется: разочарованием и скорым поиском более интересного направления или успехом с возможностью профессионального развития в будущем. Успешность человека во многих дисциплинах зависит от его природных данных, в первую очередь от комплекции. Выделяют четыре типа телосложения:

  • астеноидный. Это высокие и худые дети, с началом школьного периода они часто сталкиваются с нарушениями осанки. Тренировки должны равномерно развивать правую и левую сторону тела, например, биатлон или плавание;
  • торакальный. Отличается от других типов широкой грудной клеткой и почти одинаковой шириной бедер и плеч. Это данные для акробатики и гимнастики, а также для гребли и других водных дисциплин;
  • мышечный. Массивный костяк дополнен хорошо развитым мышечным каркасом. С таким строением тела можно отлично проявить себя в любом единоборстве, а также во всех водных направлениях и теннисе;
  • дигестивный. Рост не высокий, но телосложение достаточно плотное. Это подходит для хоккея, восточных единоборств, легкой и тяжелой атлетики.

Тренер и оснащение класса

Важно не только убедиться в профессионализме, но и понять принципы работы специалиста, оценить, насколько он расположит к себе детей. Если у родителя после личной беседы с тренером осталось хорошее впечатление, то скорей всего он сможет вызвать доверие у сына или дочери. Между наставником и подопечными должен установиться психологический контакт, без него невозможно продуктивно работать с детьми.

Хорошей идеей будет пообщаться с родителями, дети которых уже занимаются у выбранного специалиста. Чтобы сделать выводы самостоятельно, можно попросить посетить урок с любой из групп.

При личном присутствии на тренировке можно не только понаблюдать за принципами работы, но и оценить, насколько дети расположены к учителю.

Что касается оснащения, стоит обратить внимание не только на класс и присутствие в нем необходимого инвентаря, но и на состояние раздевалок, душевых. В хороших организациях есть все необходимое кроме личных вещей, которые покупаются отдельно для каждого из детей.

Финансовая сторона

Детский спорт сейчас очень востребован, поэтому даже в небольших городах работают как государственные бесплатные секции, так и частные, работа которых ведется на платной основе. В большинстве случаев уровень и организация работы частных заведений превосходит государственные, однако, бюджетные тоже могут быть очень хорошими. Перед тем, как сделать выбор, нужно оценить бюджет, который родители готовы выделить, и сопоставить его с вложениями в определенный вид спорта.

Одни дисциплины требует покупки или пошива специализированной формы, другими нет смысла заниматься, если не выходить на соревнования, а обходятся они недешево. Например, для единоборств потребуется купить кимоно, для танцев и художественной гимнастики — приобретать купальники и периодически шить наряды для выступлений, для тенниса нужны ракетки и мячи, для хоккея — дорогая защитная экипировка и клюшки, которые постоянно ломаются. Хорошая форма может служить несколько лет, но все зависит от возраста, в период интенсивного роста размер может стать маленьким уже через полгода.

Можно спросить о всех предстоящих затратах тренера. Он расскажет обо всем, в том числе и о соревнованиях, других выездах, летних сборах и лагерях. Только после того, как появится полное представление о финансовой стороне, можно сделать окончательный вывод, насколько та или иная секция подходит.

-6

Почему стоит выбрать секцию у дома?

Лучше расположение — в шаговой доступности от дома, так, чтобы дойти до нее можно было менее, чем за полчаса. Это предоставит несколько важных преимуществ:

  • путь на транспорте может быть связан с пробками или другими задержками. При пешеходной доступности получится добираться на тренировки без опозданий и быстро возвращаться домой;
  • при близком расположении меньше риск пропустить тренировку из-за недостатка времени;
  • сэкономленное на дороге время можно потратить на прогулки и другие интересные занятия;
  • когда ребенок станет старше, он сможет добираться самостоятельно. К тому же в его жизни станет больше школьной нагрузки, появятся дополнительные занятия, экономия времени с каждым годом будет становиться более значимой.

Если ребенок хочет бросить занятия

Родители могут потратить много времени на выбор, пообщаться с наставником, даже купить все необходимое и оплатить обучение, и только после этого столкнуться с нежеланием дочери или сына ходить на них. Чаще всего такое происходит не сразу, а через полгода после начала тренировок.

Вне зависимости от возраста в первую очередь стоит разобраться с причинами, спросить у ребенка, что его разочаровало. Если дело в выбранном виде спорта, то выходом станет поиск нового направления для физического развития. Бывает и по-другому, когда причина заключается в организации, отношениях с наставником и другими детьми. Решением вопроса может стать разговор с тренером, он может попробовать найти другой подход к подопечному. Дети часто не хотят делать те или иные упражнения, так как считают их ненужными. Если наставник сможет донести смысл и цель каждого действия, то интерес может проснуться вновь.

-7

Когда проблема заключается в плохих отношениях с товарищами по группе, то на эту тему тоже стоит пообщаться с тренером. Его профессионализма должно хватать на пресечение конфликтов среди детей. Зачастую дело в самом ребенке, он может испытывать сложности в социальных взаимодействиях и по этой причине не находить понимания и поддержки среди сверстников. В большинстве случаев проработать такие сложности можно при помощи доверительной беседы, но в некоторых ситуациях имеет смысл подключить психолога.

Частой причиной нежелания посещать занятия становится простая усталость. Возможно, нужна неделя полного отдыха, например на каникулах. Во многих случаях усталость сигнализирует о необходимости снизить нагрузку по данному направлению или по другим. По мере взросления и при регулярных физических практиках дети становятся выносливее, поэтому в дальнейшем нагрузку можно будет повысить вновь.

Задумываясь, как выбрать спортивную секцию для ребенка, родители делают важный вклад в его развитие. Спорт не только укрепляет физическое здоровье, но и повышают уверенность в себе, развивают характер, укрепляет волевые качества. Хороший тренер может стать не просто наставником, а старшим товарищей, другие дети из группы — настоящими друзьями.

Читайте также: