Мамкины шпионы
Артём Лаптев, создатель сервиса доставки еды «ВкусLab», летом 2017 года купил на AliExpress несколько GPS-трекеров для своих сотрудников. Датчики должны были отслеживать положение курьеров и отправлять данные заказчику, так же как это делают телефоны водителей служб такси. Лаптев купил трекеры по 500 рублей за штуку, в России точно такие же устройства стоили бы 7000 рублей каждое. 19 апреля 2018 года ему пришла повестка из Коптевского отдела Следственного комитета. Посылку Лаптева тормознули на таможне, там в трекерах нашли встроенные микрофоны. Следователи заподозрили, что устройства предназначены для негласного получения информации, и их покупка может квалифицироваться как преступление по 138.1 статье, максимальное наказание — четыре года лишения свободы.
По данным «Коммерсанта», в 2017 году 254 человека были осуждены по статье 138.1. В основном это частные лица, которые купили в заграничном магазине что-то для личного пользования. Хорошо известен случай блогера Руслана Соколовского, которого суд приговорил к трём годам условно за оскорбление чувств верующих и хранение шпионской ручки. Владимиру Путину на пресс-конференции рассказывали о деле курганского пастуха, который купил запретный GPS-трекер своей корове. Путин пообещал разобраться, и после этого дело против пастуха прекратили.
«Секрет» вспомнил ещё несколько абсурдных случаев, связанных со злополучной статьёй.
Пенсионер и очки
В 2013 году пенсионер Николай Смирнов был осуждён за использование очков со встроенной камерой и микрофоном. Он купил устройство 30 ноября 2012 года в китайском интернет-магазине. Очки были изъяты таможней, а пенсионера вызвали на допрос. «Внуки на камеру любят позировать, вот я и хотел сделать запись, как они себя естественно в жизни ведут, чтобы им же потом и передать», — объяснял Смирнов, но следствие всё же возбудило дело.
Суд вынес приговор 30 мая 2013 года. Согласно вердикту, Смирнов осознавал «общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая этого». Пенсионер признал вину и сотрудничал со следствием, поэтому ему назначили штраф 10 000 рублей.
Парикмахер и часы
Весной 2015 года Рудничный районный суд города Кемерово приговорил к шести месяцам лишения свободы местного 36-летнего парикмахера, который купил в китайском интернет-магазине часы со встроенной видеокамерой. Он собирался снимать процесс создания причёсок, но воспользоваться часами не сумел — их задержали на границе, отправили на экспертизу в Следственный комитет, который решил, что техническое устройство запрещено к обороту в России.
Практически одновременно в Чебоксарах было возбуждено дело против мужчины, который тоже купил умные часы в Китае, не зная, что их могут счесть шпионским оборудованием. В 2014 году жителю Сургута пришлось оправдываться в суде за покупку копии часов Samsung Galaxy Gear. Такие часы можно было купить в России, более того, оригинальные Samsung Galaxy Gear видели на руке премьера Дмитрия Медведева. Обсуждения разных моделей умных часов в контексте возможных проблем с законом можно найти на многих форумах и в соцсетях — в основном пользователи советуют друг другу покупать устройства в России несмотря на то, что здесь они в несколько раз дороже.
Рыбак и экшен-очки
В самом начале прошлого рыболовного сезона, 31 мая 2017 года, городской суд Кургана приговорил 52-летнего Владимира Тактаева к восьми месяцам ограничения свободы. Тактаеву запретили выезжать за пределы города, а значит, лишили возможности рыбачить. Дело в том, что Тактаев в 2015 году купил на AliExpress очки с встроенной камерой, покупка без проблем была ему доставлена. Мужчина пользовался устройством до осени 2016 года (снимал видео для своего блога на YouTube, в котором рассказывал о ловле карпов и байдарочных походах), а затем решил его продать. Объявление увидел оперативник ФСБ, и вскоре мужчину задержали.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят в 1995 году. С его помощью предполагалось регулировать оборот «технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Пять лет спустя вышло постановление правительства, регулирующее ввоз и вывоз устройств со скрытыми функциями записи и съёмки. В 2002 году появилось еще одно постановление, определившее правила лицензирования гаджетов, и только в 2011-м была установлена уголовная ответственность за незаконное (то есть нелицензированное) производство, приобретение и сбыт таких средств и принята статья 138.1 УК РФ.
Ещё до того, как статья получила нынешний вид, приговоры уже выносились. В 2008 году Алексей Трубин из Архангельска получил полтора года условного срока за то, что сделал самодельную радионяню из микрофона и футляра от губной помады. Прибор, признанный судом спецсредством, был сделан по схеме из журнала «Радио». Трубину не удалось обжаловать приговор, и он стал активистом и борцом за права осуждённых по статье 138.1.
В 2018 году Верховный суд РФ предложил не наказывать пользователей «шпионских» спецустройств, если они приобретены для личной или семейной безопасности. Также высшая инстанция рекомендовала не судить потребителей, не знавших о подобных свойствах приобретённого товара.
ВС подчеркнул, что если потребитель не собирался посягать на конституционные права граждан по защите тайны личной жизни, то его действия нельзя расценивать как уголовно наказуемые.