Найти тему

Цесаревич и Слава.

У кораблей тоже есть "родственные" связи, от успешного проекта корабля "предка" появляются улучшенные, а иногда ухудшенные корабли "потомки".

"Цесаревич", фото из свободных
"Цесаревич", фото из свободных

По утвержденной программе программе "для нужд Дальнего Востока" требовался эскадренный броненосец, более совершенный чем уже имевшиеся в составе флота. Основным разработчиком технических требований к будущим броненосцам, как и к другим кораблям программы, был Морской технический комитет. К разработке проекта подключился, уже получивший право строить один броненосец и крейсер американский промышленник Крамп, представил несколько вариантов проекта Балтийский завод. Как гром среди ясного неба для всех участвовавших в разработке проектов, стало безапелляционное решение Морского технического комитета о выборе для строительства эскадренного броненосца проекта французского кораблестроителя Амбаля Лаганя. Так на свет появился проект эскадренного броненосца получившего имя "Цесаревич". Причина подобного решения была во внезапной симпатии куратора программы великого князя Алексея Александровича именно к этой кораблестроительной фирме Лаганя, с чего эта симпатия появилась, предмет не этой статьи. Подобные странности в программе "для нужд Дальнего Востока" не редкость, еще один пример крейсер "Боярин". Все бы ничего, но этот броненосец должен был стать прототипом и образчиком для серии броненосцев, по его проекту нужно было строить целых пять кораблей. Забавно, но в историю эти броненосцы вошли как броненосцы типа "Бородино", по имени головного корабля, который в прочем головным не был. Французский проект основательно переработали увеличив водоизмещение и как следствие длину корпуса, но внешнее сходство "предка" и "потомков" было несомненно.

Судьба троих броненосцев "Бородино", "Князь Суворов", "Император Александр III", оборвалась в Цусимском сражении, один, "Орел" стал трофеем Японской империи, "Цесаревич" был интернирован.

Последний броненосец серии "Слава" не успел на войну для, которой он строился. Он встретился с своим "прародителем" в следующей, первой мировой войне, вместе они пошли в сражение ставшее для "Славы" последним.

"Слава", уже затопленная, фото из свободных
"Слава", уже затопленная, фото из свободных

К 1917 году Российскую империю сотрясала революция, а к Петрограду, новое наименование Санкт-Петербурга, рвалися немецкий флот. Сражение, в котором погибла "Слава", вошло в историю как Моонзундское. На тот момент, в свете революционных веяний, "Цесаревич" переименовали в "Гражданина", ну а "Слава" осталась "Славой". Оппонентами "Гражданина" и "Славы" были "Кенинг" и "Кронпринц", корабли поколения дредноутов, перед которыми у броненосцев разработанных перед Русско-Японской войной шансов почти не было. В добавок, практически в самом начале сражения, "Слава" лишилась носовой башни главного калибра из-за отказавших шестерней подачи. Немцы вкатали в "Славу" три снаряда ниже ватерлинии, что не оставило броненосцу шансов пройти Моонзундским каналом, из-за возросшей осадки. Истерзанную "Славу" было решено затопить и подорвать, тем самым загородив канал. После окончания первой мировой, "Цесаревич" был поставлен на прикол, его отдали на слом в 1925 году.

В итоге, "Цесаревич" умудрился пережить всех своих "потомков".