Первая книга о попаданце в мировой литературе. Или нет? Если я ошибаюсь, поправьте меня, пожалуйста. Там будет все – и чудесное возвышение героя, и разудалое прогрессорство, призванное до неузнаваемости изменить двор легендарного государя и все его королевство заодно.
Сначала сюжет развивается традиционно: оружейник Хэнк во время заводской разборки получает ломом по голове, теряет сознание, а затем приходит в себя в далеком прошлом, в Англии времен короля Артура.
Гореть бы ему на костре, как злому колдуну, если бы не информация, которая, как известно, правит миром. Попаданец вовремя припоминает, что вот-вот должно случиться солнечное затмение, и представляет его творением собственных рук.
Он становится первым министром, получает прозвище «Хозяин» и принимается просвещать «отсталую и темную» страну. «Изобретает» порох и громоотвод, бюро патентов и газету, и вообще всячески стремится цивилизовать добрую старую Англию.
Но вместе с рассказом о феерических приключениях главного героя Твен непрерывно демонстрирует, как плохо «монтируются» достижения прогресса с миром древних легенд и благородного рыцарства.
Это и отличает его роман от «стапицот миллионов» сочинений о Мэри и Марти Сью, меняющих подвернувшиеся миры на свой лад чуть ли не мановением руки.
Раннее Средневековье не поддается трудам деловитого Хэнка, скрипит, выворачивается, и постоянно преподносит Хозяину сюрпризы, один неприятнее другого.
Народ никак не желает проникаться либеральными идеями, рыцари даже не думают оставлять свои аристократические привычки. Да что там, сам король, заодно со своим советником угодивший в рабство, больше всего переживает, что его продали слишком дешево.
В конце концов так и не перестроенное до конца прошлое исторгает Хэнка обратно в его суетный, технически развитый Коннектикут. Печальный, но вполне закономерный финал.
Любителям простеньких «попаданческих» сочинений читать историю приключений янки я бы не советовала – одно расстройство и разочарование. А вот тем, кто привык задумываться над прочитанным книга окажется в самый раз. Там есть над чем поразмыслить, поверьте.
И по традиции немного цитат:
" ...вы не знаете, обо что разбивается любая предусмотрительность? О человеческую тупость. Первый фехтовальщик в мире может не бояться второго фехтовальщика в мире, — он должен бояться невежды, который никогда не держал шпаги в руках: невежда сделает как раз то, чего не следует делать; и опытный фехтовальщик будет побежден".
" Взглядов, привитых с детства, не выбьешь ничем; воспитание - это все. Мы говорим о характере. Глупости: никаких характеров не существует; то, что мы называем характером, - попросту наследственность и воспитание".
"... когда в человеке убито воображение, это значит, что он дошел до самого дна и дальше ему идти уже некуда".
"... в стране, где есть ранги и касты, человек никогда не бывает вполне человеком, он всегда только часть человека. Стоит вам доказать ему, что вы выше его — чином, рангом, богатством, — и все кончено, он поникает перед вами".
" Пророчество — самая спокойная профессия на свете. Когда на вас накатывает дух прорицания, вы берете свой рассудок, кладете его куда-нибудь в прохладное место, чтобы он не испортился, и принимаетесь работать языком: язык работает вхолостую, без участия рассудка; в результате получается пророчество".
"...благословенная природа устроила так, что ртуть в термометре человеческой души, упав ниже определенной точки, снова начинает подниматься. Возникает надежда, а вместе с надеждой и бодрость, и человек снова получает способность помогать самому себе, если ещё возможно помочь".
Екатерина Кравцова