Найти тему
В стиле Ню

Рецензия на книгу Джонатана Страуда "Амулет Самарканда"

Ух, какая интерснейшая история вышла из-под руки Страуда.

С творчеством автора я уже была знакома по нашумевшему циклу о Локвуде. Обычно после удачных книг либо стремишься прочесть все написанное, в надежде заполучить те же эмоции, либо сторонишься, опасаясь, что повторить свой успех автор не сможет, а раз так, то и рисковать не за чем. В случае со Страудом я не планировала читать трилогию Бартимеуса, но так как планировщик из меня аховый, книга внезапно оказалась в руках.


Я ожидала, эта истрия может оказаться слишком детской. Но не смотря на юный возраст главного героя - двенадцать лет, - читать лично мне было увлекательно. Возможно, это компенсировалось возрастом второго рассказчика - джинна Бартимеуса, возможно, сам юный главный герой рассуждает и совершает поступки куда более осмысленные, чем предполагает его возраст. Поэтому не могу ручаться за то, что одногодкам Натаниэля книга будет интересна, но вот для старшего поколения, любящего городское фэнтези с альтернативным развитием нашего мира, щепоткой восточного колорита, спрятанными героизмом и житейским юмором история может прийтись по душе.


Перед нами мир, в котором вместе с обычными людьми живут волшебники. Не как в Гарри Поттере, вовсе нет. Волшебники тут не скрываются, и представляют собой обыкновенных снобов. Люди без магических способностей - их называют простолюдинами, играют в сюжете текущей книги незначительную роль, но мне думается, что дальше будет противостояние. Ибо очень уж классическая эта схема угнетения слабых сильными, нельзя без революции в таких декорациях.

Но оставим догадки и вернемся к прочитанному. Натаниэль, пресловутый юный волшебник, ученик скучного посредственного мага. В этом мире в детском возрасте детей забирают (а по факту, выкупают) у родителей, чтобы обучать их магии, так как по довольно-таки странным причинам волшебники своих собственных отпрысков и вовсе не заводят. Натаниэль не по возрасту умен и амбициозен, потому однажды призывает джинна, тайком, оскорбленный одним из гостей своего наставника, поклявшись отплатить за свое унижение той же монетой. А джинном, призванным обустроить это грязное дельце, оказывает Бартимеус. Если сравнивать с циклом про Локвуда, то это есть версия черепа (вернее, наоборот, с учетом времени написания циклов). Разве что Бартимеус все же более самовлюбленный - его комментарии "по ходу пьесы" умилительны, ироничны и своеобразным образом дополняют и картинку описываемого мира, и личность самого джинна. Главы идут вперемешку - то от лица Бартимеуса, то от третьего лица, наблюдая за Натаниэлем. Это тоже замечательный шаг - в глазах друг друга оба героя выглядят по-разному. Нату с детства внушали, что джинны (да и все магические существа, коих здесь много) опасны и лживы, а Бартимеус за долгие годы служения разным хозяевам приобрел стойкое отвращение к волшебникам, изрядно, впрочем, поперченное равнодушием.

И с такими составляющими так и просится в сюжет линия становления дружбы, попытка примирить два враждующих мира, установление связи между заклятыми врагами и прочая патетика, всегда так удачно трогающая за весь струнный арсенал душ читателей. Не буду спойлерить, как вышел из зоны этого ожидания Страуд, скажу лишь, что изящно.


Попытка отомстить - Бартемиуса все же вызывал Натаниэль для такой низменной цели, - выливается в совсем не детскую шутку, выявляя на поверхность загадочную сделку и могущественный амулет. А еще натравливая смерть по следу Натаниэля, а вместе с ним, и по следу Бартемиуса.


Если вы не слишком любопытны, то вполне можете ограничиться только первой частью трилогии и не узнавать, что там дальше. Но эти книги - идеальный пример того, что дальше - лучше. Поэтому однозначно стоит продолжать знакомство.