Многие в российском обществе зададутся вопросом, а возможна ли этика добродетелей в рыночной экономике? Ведь это никак не соотносится с хищничеством и жаждой наживы.
Именно эти ошибочные характеристики приписываются рыночным отношениям. Тем временем этика добродетелей как нельзя лучше подходит под их описание.
Этика добродетелей говорит о том, что общее счастье всего народа можно достичь в том случае, если будет счастлив отдельный индивидуум. Социалистами и коммунистами этот фундаментальный принцип подвергается осуждению в силу своей якобы аморальности.
В связи с этим справедливо задаться вопросом: разве человеку, стремящему к личностному счастью, чужды понятия морали, нравственности и нематериальной ценности жизни?
Думается, что такие люди могут по достоинству оценить их как никто другой. Человек, не познавший счастья лично для себя, не может знать в чем оно может состоять для общества.
Кроме того, даже заядлому эгоисту хочется разделять свои успехи и достижения со своими ближними. Хотя бы время от времени. :) Ведь отдавать — большее счастье для человека, чем брать.
Этикой добродетели занимались Аристотель, Фома Аквинский. Из современных исследователей-философов можно выделить Д. Макклоски
Так, этика добродетелей заключается в том, что каждый человек стремится к счастью, прежде всего, заключающемуся в добродетельной жизни. Выделяется 7 основных добродетелей: мужество,уверенность, справедливость, благоразумие, вера, надежда и любовь.
У человека всегда есть выбор, который и дает свободный рынок. Принуждение и насилие во имя раскрытия добродетелей в каждом невозможно.