Найти в Дзене

Два салона оптики: такие разные и такие похожие. История выживания рядом с крупными сетями.

Оглавление

Подписывайтесь, делитесь историей своей оптики, возможно, я о вас тоже напишу интересную статью!

Крупные оптические сети на слуху: мы их видим на каждом углу города и в рекламе, слышим от друзей и соседей, читаем в прессе и интернете, — чего не скажешь про салоны оптики, которые растворяются на улицах и пытаются изо всех сил выжить в современном мире конкурентной борьбы.

Я не люблю слово #конкурент, оно какое-то воинственное и холодное, мне ближе нечто более теплое: «собратья по оптическому бизнесу». Неважно, кто по соседству рядом с вами: сетевая оптика или одиночная, нужно стремиться быть не таким и не лучше, а совершенно иным.

Когда я инициировала опрос и попросила владельцев назвать преимущества своих оптик, ни один не смог назвать их с ходу. В основном, просто перечисляли свои услуги, без которых не обходится ни одна сфера услуг и которые есть у каждого «собрата». И лишь после бурных обсуждений, наконец-то, словно открывая заново для себя этот удивительный мир, появлялись долгожданные «козыри» с тем самым важным, чего нет ни у кого, кроме них… А ваша оптика не такая, как все?

Мне стало интересно, чем же живут несетевые магазины очков, какова их история, кто их клиент, в чем уникальность их ниш, в радость ли им работа или в тягость…

Выбор пал на две оптики, которые находятся в разной отдаленности от столицы и кардинально отличаются по возрасту, по духу и истории возникновения. И всё же есть между ними общее – женское управление, чуткое и сильное. Впереди вас ждет интересное двойное интервью!

Итак, знакомьтесь: первый гость – Елена Олейник, хозяйка молодой оптики «СОЛО» из города Видное Московской области, которой недавно исполнился год; второй гость – Марина Шилова, она руководитель оптики с 17-летним стажем в городе Новочеркасск Ростовской области.

– Марина и Елена, давайте сядем в машину воспоминаний и окунемся в тот период, предшествующий открытию оптики… Какие мысли вас посещали? Отчаяние, безнадега и осознание того, что свой бизнес – это единственный способ для самореализации и получения дохода? Или долгожданная мечта, к которой вы сознательно шли? А может, стечение обстоятельств: неожиданно подвернулось выгодное предложение?

Елена: Ещё 11 лет назад я и думать не могла, что моя жизнь будет так тесно связана с оптикой: первое образование – техник-метеоролог, второе – экономист. Я – жена военного, более 10 лет посвятила себя семье и детям, но отношу себя к тем людям, которым постоянно нужно развиваться, поэтому, нарушив все семейные законы, начала искать работу.

В оптический мир я вошла в 2009 году, начиная карьеру с курьера в одной из оптик города Жуковский Московской области. Через несколько месяцев я попросила у руководства возможности попробовать себя в должности оптика-консультанта, а затем, в этой же оптике, выросла до управляющего салоном. Увы, продлилось это недолго из-за смены места жительства, но я успела приобрести много знакомств в оптической сфере, и уже через три месяца после увольнения попала в замечательную команду одного эксклюзивного дистрибьютора линз для очков: сначала в должности менеджера по работе с клиентами, а уже через год была назначена руководителем отдела. За годы работы в этой компании я приобрела колоссальный опыт.

С каждым годом открывая для себя новую ступень развития, за 7 лет активного движения роста моей личности я поняла, что нужно выходить на другой уровень. Так и вышло: я резко закрыла одну дверь, чтобы войти в другую.

Изначально я планировала основать интернет-магазин и постепенно занималась его созданием, но один случай кардинально поменял мои планы, и в середине января 2018 года я приняла решение открыть собственный салон оптики. Видела его однозначно так: с кабинетом оптометриста и мастерской по изготовлению очков.

Мне очень повезло с единомышленником. Им стал Юрий Македонский, мастер-оптик с огромным стажем и просто замечательный человек с золотыми руками. За полтора месяца мы сделали из невозможного возможное.

В пустом, почти заброшенном арендованном помещении в г. Видное, мы создали то, о чем каждый из нас мечтал. Открытие салона состоялось 15 февраля 2019 года.

– Елена, до этого вы не упоминали о Юрии – это ваш бывший коллега?

Елена: Да, мы работали с ним как раз у дистрибьютора линз, о котором шла речь выше, и так вышло, что уволились практически в одно время. У Юрия был опыт в открытии своих оптик, поэтому иметь такого партнера я посчитала подарком судьбы, мнение это укрепляется с каждым днем. Он мастер от Бога, ювелир своего дела. К сожалению, из-за сложной жизненной ситуации, Юрий не может присутствовать в оптике постоянно, но тот, кто сделал или отремонтировал у него очки, приходит только к нему и в любое время суток. Клиенты очень его полюбили за профессионализм и чуткость к их просьбам.

Вот так – благодаря своему опыту, широкому функционалу в прошлом и верным помощникам я смогла организовать бизнес в любимом направлении, когда настало Мое Время: в декабре 2018 года звезды совпали, и все мечты в срочном порядке превратились в реальность.

Хотя…были ли это именно мечты? Всё получилось так естественно, само собой, как должно было быть. Я нашла своё место в жизни, где реализую весь накопленный потенциал, и это – моя уютная оптика «СОЛО».

Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Дубовского, 37
Московская область, г. Видное, ул. Ольховая, 11
Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Дубовского, 37 Московская область, г. Видное, ул. Ольховая, 11

Марина: Теперь я окуну вас в теплый регион нашей родины… Октябрь 1995 года. Я работаю в детском саду уже 12 лет. Прошла все ступеньки карьерного роста от воспитателя до заведующей, обожаю свою работу. За это время получила два образования: средне-специальное и высшее. Несмотря на то, что меня отговаривало руководство от поступления в педагогический институт, аргументируя тем, что один из воспитателей со стажем 11 лет не может поступить туда 4 года, а с конкурсом 35 человек на место об этом и думать не стоит, тем более, потом придется учебу каким-то образом совмещать с работой, я добилась своего и поступила. Впрочем, в педагогическое училище, где я обучалась до института, я тоже была зачислена без проблем: сразу после первого экзамена вне конкурса (аттестат с тремя четвёрками, свидетельство об окончании музыкальной школы и должность воспитателя сыграли свою роль).

В те годы зарплата в детском саду была маленькая: 75 рублей, а с высшим образованием – 100 рублей. Мне работала нравилась, а вот денежный вопрос не устраивал.

Неожиданно в октябре 1995 года мой старший брат сказал, что собирается у нас в городе открывать оптику, и я там буду работать. В голове шок: как я уйду из любимого детского сада? А дети? Кто возьмёт мою группу? Где я, гуманитарий до мозга костей, и где – бизнес?

Полярные вещи. Это просто невозможно. Жуткий страх, неуверенность в своих силах, ноль знаний в этой сфере и бизнесе вообще.

Но отсутствие денег, отношения с мужем на грани развода, двое маленьких детей, больная мама перевесили страх. Я ушла в неизвестность под названием «оптика».

Первый год был для меня испытанием на прочность и выносливость. Но благодаря неподдельной радости клиентов я осознала важность того, чем занимаюсь. Один случай навсегда врезался в мою память: дедушка пришёл к нам после операции по удалению катаракты. В то время был дефицит очков с диоптриями свыше +10 – это были очень выпуклые линзы и с маленьким обзором. Люди обычно ждали их достаточно долго, а мы сделали пожилому мужчине всего за неделю, имея технические возможности. Когда заказчик получил очки, его радости не было предела: он увидел, что листья зелёные, предметы чёткие. Именно в тот момент я поняла, что в моих силах помогать людям видеть. Так родился слоган: «Посмотрите на мир другими глазами». С тех пор #оптика стала главной любовью всей моей жизни и затянула меня прочно и навсегда.

В девяностые – было много всего: и светлого, и нехорошего, но я благодарю Вселённую за прекрасных учителей и дружный коллектив, которые меня поддерживали, радовались моим успехам и двигали вперёд.

А потом жуткий 1998 год, когда компанию брата «съели»… Первый мой провал, нет – крах: ни работы, ни денег, два ребёнка и больная мама. На всю жизнь запомнила голод. Работала дворником, мыла подъезды, торговала на рынке, лишь бы прокормить семью. Именно благодаря тому периоду не люблю зиму, потому что приходилось работать на морозе при минусе 25: не могла дома сказать «бублик» и согнуть пальцы.

И тут в 2001 году свет в конце тоннеля: меня просят помочь открыть оптику в Ростове, и я приняла предложение, закрыв плотно дверь в прошлое. Проработала в том месте недолго: хозяйке надоела «игрушка» – магазин очков. А я не стала идти у неё на поводу, да и поездки из Новочеркасска в другой город отнимали много времени и сил.

Я и Марина Шилова, руководитель оптики в г. Новочеркасск
Я и Марина Шилова, руководитель оптики в г. Новочеркасск

6 ноября 2002 года мы с братом снова открыли бизнес: отдел оптики в аптеке недалеко от дома, и это семейное дело плавно перетекло впоследствии в открытие собственного салона. Еще с девяностых годов сформировались основные принципы моей работы: быть не такой, как все; индивидуальный подход к каждому клиенту; закупать товары только в Москве без лишних посредников и так, чтобы коллекции не повторялись в других оптиках. Тогда и сейчас стараюсь не пропускать ни одну столичную оптическую выставку.

Отвечая на ваш вопрос, Елена, о чем я думала перед открытием, могу с уверенностью ответить: в моей голове таких мыслей, как безнадега, отчаяние и прочее, – никогда не было.

Я наслаждалась любимой работой в детском садике, деревенским домиком-развалюшкой с 30-ю сотками, да и некогда было жалеть себя, надо было работать — 5000 кустов помидор и других культур, 2 поросенка и сотня кур (этот период я называла «подъемом сельского хозяйства») и рынок, чтобы успеть в сезон продать то, что вырастили. Конечно, тяжело, но не с чем было сравнивать: по-другому я не знала и не умела. Брат не спрашивал меня, хочу я или нет. Он сказал, а я послушно пошла за ним, ведь он точно плохого не сделает.

– Марина, а была возможность вернуться в детский сад после того, как бизнес брата «прогорел»? Если да, то почему выбрали работу дворником и стоять на рынке в мороз вместо теплой группы с детишками?

Марина: В то время детские сады переживали тоже нелегкие времена: бесконечные сокращения, персонал по 10 часов работал за «копейки», поэтому работа дворником на нескольких объектах приносила за те же рабочие часы больше дохода, чем получали воспитатели. Да, деньги сыграли свою решающую роль.

Видимо, таков мой тернистый путь к любимому делу, которое сейчас приносит колоссальное удовольствие.

– Ни разу не было такого, что вы пожалели о своем решении открыть салон?

Елена: «Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, чего не сделал» — цитата из романа писателя Леонида Жуховицкого «Остановиться, оглянуться» всегда актуальна и отражает мое внутреннее состояние. Конечно, в самом начале были моменты, когда чувствовала себя беспомощной, но я брала себя в руки и шла дальше. У меня в мыслях не было и нет, что, начиная бизнес, при первых поражениях его можно сразу же закрывать. Да, этот год дался с трудом, но я знала, что будет нелегко, и признаю, что было допущено много ошибок. Но, во-первых, невозможно не ошибаться, во-вторых, все ошибки можно исправить. Благодаря им я получила массу знаний в определенных нюансах и с каждым днём чувствую себя более уверенной.

Марина: Я тоже никогда ни о чем не жалела. Все в моей жизни приходит тогда, когда нужно. Я #счастливый человек: на работу иду, как на праздник. Да, серьезно. Уверена, так будет всегда. Среди одноклассников и одногруппников я первая ушла в бизнес. Мне все говорили: «Ну, куда ты идешь? Это страшно! Не получится! Ничего не знаешь!», — и в таком духе. А я всё смогла. Волю в кулак — и вперед. Горжусь тем, что сумела развить полезное дело, вырастить хороших сыновей, поправить здоровье мамы, получить второе высшее образование.

– Я тоже испытываю за вас гордость и не перестаю удивляться, какие же у нас сильные женщины в оптике! А вот скажите, вы находитесь в таких разных регионах, у ваших салонов разный возраст — 1 год и 17 лет, интересно узнать, с какими трудностями сталкиваетесь, похожи ли они?

Елена: Самым трудным для нас было непонимание и незнание потребностей наших будущих клиентов. В первые два месяца работы салона выяснилось, что примерно половина оправ не заинтересовывала покупателей, и нам пришлось в срочном порядке пересматривать ассортиментную политику и делать новые закупки, а это совсем немаленькие финансовые вложения. Я очень благодарна некоторым поставщикам, которые поверили в меня и дали товар в рассрочку или с предоплатой 50%. К сожалению, только что открывшемуся салону, о котором ничего неизвестно, практически нереально взять товар на реализацию с какими-либо специальным условиями. В общем, всегда находятся текущие трудности, но когда их перевешивает огромное желание развиваться и работать на благо людям, то как-то всё само разрешается и забывается. Мне повезло с коллективом — вот уже год мы трудимся в том же составе, в котором открывали точку.

Я и Елена Олейник, руководитель оптики «СОЛО» в г. Видное
Я и Елена Олейник, руководитель оптики «СОЛО» в г. Видное

Марина: А для меня самым сложным оказался вопрос кадров. Достаточно тяжело найти ответственных работников, желающих расти, учиться и работать, применяя свои знания.

Новочеркасск — небольшой город студентов и пенсионеров. Казалось бы, оптика — такая интересная сфера, которая не стоит на месте, но она почему-то не привлекает молодежь, салон оптики считают обычным магазином — пересидели до первой зарплаты и пошли дальше.

Многие мечтают ничего не делать, но при этом получать достаточно большие деньги. Но так не бывает. Кто желает чего-то добиться, уезжает в Ростов или Москву, увы, не видит себя в родном городе.

Про кабинет врача — отдельная боль… Сложно найти стоящего офтальмолога, а принимать абы какого специалиста «лишь бы был» — не хочу. Мне нужен #профи, который будет радеть за клиентов вместе со мной.

По поводу целевой аудитории: у людей низкий доход — оплату труда задерживают или не выплачивают вовсе. У кого есть возможность, тот ездит в соседний Ростов-на-Дону за покупками, и #очки престижно покупать именно там, пусть в 5-6 раз и дороже, но там… Поэтому я уделяю максимум внимания каждому покупателю, делаю для него всё, чтобы помочь ему увидеть мир другими глазами и выглядеть стильно.

– Чувствуете ли страх перед крупными оптическими сетями в борьбе за клиента?

Елена: Страх был вначале нашей деятельности, так как в небольшом городе Видное есть две зарекомендовавшие себя сетевые оптики.

Но мы старались приложить все усилия и сделать так, чтобы люди к нам шли и доверились нашим специалистам. Почти вся #клиентская база построена на «сарафанном радио», и это о многом говорит. Со временем я поняла, что тот сервис, который мы предлагаем клиенту, к сожалению или к счастью, оптические сети предоставить не могут. Я абсолютно искренне считаю, что у нас нет конкурентов. #Клиент сам выбирает себе ту оптику, в которой ему комфортно, где он хочет получать качественное обслуживание.

Марина: Я тоже не испытываю страха. Каждый занимает свою нишу. Местные жители за 17 лет уже поняли, что у меня можно приобрести товар, которого нет у других, клиенты сами ищут мой #магазин. Да, в последнее время оптик стало больше, но это, наоборот, стимулирует искать новые принципы и методы в работе.

– Вы можете назвать свои преимущества? Почему покупатель должен выбрать вас, а не известную оптическую сеть?

Елена: Приходя к нам в салон, клиент попадает в приятную атмосферу уюта и комфорта.

Очень часто слышим фразу, что у нас «всё как-то по-домашнему». Мы всегда встречаем клиента с улыбкой. У нас нет шаблонов в общении. В салоне есть зона отдыха, где можно выпить чашечку кофе или чая, обязательно с угощениями.

Выявление потребностей клиента происходит в непринужденной обстановке, словно это обычный разговор. Сейчас люди крайне мало общаются, и для многих просто поговорить, даже на отвлеченные темы, оказывается важным. С нашей стороны мы обеспечиваем гостя грамотной консультацией по подбору очков: выбором оправы и подходящих линз. Мы работаем со многими производителями, поэтому каждый находит то, что хочет, прислушиваемся к желаниям клиента, и решение всегда за ним.

В нашей мастерской работают высококвалифицированные мастера. Они производят ремонт любой сложности. Очень приятно видеть, когда клиент радуется, что его любимой оправе вернули вторую жизнь, а ведь до прихода к нам ему везде отказали в ремонте.

Изготовление очков у нас производится за минимальный срок — например, с астигматическими линзами заказ будет готов за 1-2 дня. В салоне имеется в наличии широкий диапазон линз, и если у клиента несложный рецепт, то он уйдёт от нас уже в очках! Мы никогда не отказываем клиенту, если вдруг у него случится какая-то проблема: «Безвыходных ситуаций нет, без очков вы точно не останетесь!» И это действительно так.

Марина: 17 лет на оптическом рынке — для нашего города это огромное преимущество. Ассортимент товара принципиально не повторяется ни в одной местной оптике. Только я во всей огромной Ростовской области работаю с коллекцией оправ французского Дома #JFRey и горжусь этим.

Имея психологическое образование, могу понять каждого клиента по «языку жестов», поэтому выясняю их потребности до самых мелких деталей, чтобы подобрать оправу мечты. Все жалобы и претензии решаются здесь и сейчас, не откладывая на потом.

Я обучаюсь постоянно для совершенствования своих профессиональных навыков, чтобы каждый, кто ко мне пришел в салон, смог получить квалифицированную помощь и уйти с положительными эмоциями от покупки.

Несмотря на то, что моя оптика – немолодая, она единственная в городе, у кого активный Инстаграм. Да, я иду в ногу со временем и уверенно говорю, что молодею вместе со своей целевой аудиторией!

– А какое значение придаете обучению сотрудников и самообразованию?

Марина: «Учиться, учиться, учиться...» Знаменитая фраза В. И. Ленина была, есть и будет актуальна. Без знаний ты – никто. Без них гарантирован провал. Без них нельзя держать руку на пульсе бизнеса.

Елена: Я очень люблю учиться! Самообразование является неотъемлемой частью меня. За время деятельности «СОЛО» я поняла, что, имея собственный бизнес, развиваться нужно в разных направлениях. До открытия салона я не участвовала в жизни социальных сетей, а ведь они играют огромную роль в продвижении оптики, теперь потихоньку осваиваю эту науку.

Также у меня в мыслях получить образование именно в оптическом направлении. Пока я полностью отдаю себя развитию точки продаж, но цель есть, и я к ней стремлюсь. Что касается персонала, то несмотря на то, что все сотрудники с большим стажем в оптике, мы регулярно проходим обучение у наших поставщиков.

В ближайшее время планируем тренинги по продажам и надеемся, что вы, Елена, поможете нам в этом. Люди должны постоянно совершенствовать навыки, только тогда их жизнь будет многогранна.

– Спасибо, что доверяете мне обучение своих сотрудников, обязательно помогу вам поднять продажи. Поделитесь, каким вы видите салон в ближайшие 5-10 лет? Каковы планы на будущее?

Елена: Будущее строим из нашего настоящего. Спустя год работы мы стали задумываться, что хотелось бы открыть ещё один салон, но пока слишком рано говорить о реализации этих задумок. Точно могу сказать, что вряд ли наш бизнес перерастет в сетевой, это не тот формат, к которому мы двигаемся. Со временем будет меняться дизайн нашего салона путем модернизации и воплощения креативных идей. Открою секрет, мне очень хочется поучаствовать в конкурсе «Золотой лорнет» в номинации «Салон года». Время покажет. В общем, я считаю, что собственное дело – это как корабль, который должен спокойно плыть по течению в правильном направлении, главное, не создавать ему условий для потопления.

Марина: Есть определённые мечты и цели. Не буду полностью их озвучивать. Всему свое время и место. Но немного поделюсь с вами: через 10 лет я бы хотела отойти от дел и передать всё своим детям. Я с удовольствием буду консультировать их, помогать в определённых ситуациях. Хочу много путешествовать за счет пассивного дохода от своего бизнеса. Могу себе позволить жить так, согласны?

– Конечно, согласна, оптическая династия – это безумно красиво звучит! Вы заслужили отдых после стольких испытаний и многолетнего труда. А какие рекомендации можете дать начинающим предпринимателям, которые планируют открыть свой салон оптики?

Марина: Рекомендации начинающим – мечтать, ведь мечты сбываются. Ставить чёткие цели, заниматься образованием сотрудников и самообразованием непрерывно, идти только вперёд, из ошибок делать выводы и учитывать их, грамотно делегировать задачи и верить в собственные силы. Вспомнились такие слова:

«Это невозможно!» – сказала Причина.
«Это безрассудство!» – отметил Опыт.
«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.
«Попробуй...» – шепнула Мечта.

И ещё одна фраза витает в голове: «Почему не я?» Она отметает все сомнения при принятии решения. Не попробуете – будете жалеть.

Елена: Я бы посоветовала тем, кто планирует или мечтает открыть оптику: не только хорошо разбираться в этой сфере бизнеса, но и любить ее. Клиенты возвращаются туда, где они получают квалифицированное обслуживание и положительные эмоции. Главное, не надо бояться трудностей, которые могут возникать в процессе становления. Если вы решились на такой шаг, не оборачивайтесь назад, идите только вперед, и у вас всё получится!

– Если бы вы могли вернуться в тот день, когда только собрались начинать свой оптический бизнес, чтобы вы пожелали самим себе?

Марина: Пожелала бы больше веры в себя и использовать все силы и возможности, которые появляются.

Елена: У меня есть отрицательная черта: я никогда не попрошу помощи, когда она нужна, всегда считаю себя сильным человеком и со всеми трудностями стараюсь справиться в одиночку. Хотелось бы пожелать самой себе поменьше испытаний и чтобы дело, которое является смыслом жизни, стало удачным, долгим и обязательно прибыльным!

– Прошли бы вы заново весь путь, который начали? Что бы вы точно никогда не сделали вновь?

Марина: Если вернуться назад к началу своего бизнеса... Ничего не изменила бы, хотя… Я упустила одну возможность – надо было заняться этим бизнесом раньше. И ещё – людей, готовых помочь, гораздо больше, чем думаешь сначала. Надо только сделать шаг к ним навстречу и озвучить четко свой вопрос.

Елена: Вы знаете, совсем недавно я сама себе задавала этот вопрос. Некоторые люди очень долго размышляют и всё просчитывают, прежде чем начать своё дело и в результате не открывают его, потому что ещё на стадии бизнес-плана приходят к пониманию, что у них ничего не получится. Так вот, у меня получилось всё наоборот, в одно прекрасное утро я без просчетов и раздумий приняла решение: сейчас или никогда. Поэтому мой путь, который я уже прошла, не мог быть иным. Я никогда не жалею о том, что сделано, и никогда не хочу что-то переделывать.

Вот такие сильные женщины находятся за дверями салонов оптик – есть, чем гордиться нашей стране! Если вы еще думаете, открывать салон оптики или нет, сможет ли он выжить в мире сетей, берите пример с моих героинь, которые не побоялись трудностей, справились с ними и нашли Своего Клиента, ради которого летят на работу и ощущают себя счастливыми, ведь наивысшая потребность человека – как раз в самовыражении.

Пишите свои удивительные истории из жизни оптик в в комментариях или в мессенджеры, самые интересные обязательно опубликую.

P.S. В процессе интервью я случайно узнала, разговорившись с моими гостями, что мастер-оптик из «СОЛО» в г. Видное находится в невероятно тяжелой ситуации. Я не могу с вами этим не поделиться. 4 года назад под г. Троицк они с супругой попали в аварию, и жена оказалась в коме с многочисленными переломами черепа и позвоночника, а виновники – погибли. 35-летняя красивая женщина навсегда прикована к кровати, ее собирали буквально по крупицам. Юрий вынужден много работать, чтобы содержать сиделку и хоть как-то облегчить жизнь своей второй половинке.
Тяжело это даже писать, не то, что говорить. Вот такие #герои работают в нашей любимой отрасли – оптике… Настоящие мужчины.

Историю Юрия читайте тут.

Данную статью я публиковала в сентябрьском выпуске журнала "Цены на оптику", 2020 год. Ее можно скачать на моем сайте и сайте журнала.

Елена Олейник с моей статьей в журнале "Цены на оптику"
Елена Олейник с моей статьей в журнале "Цены на оптику"

Как вам история Еланы и Марии? Пишите в комментариях!


________________
Другие реальные истории из жизни оптиков вы можете почитать тут:

🔺 Как выжить одиночному салону в мире оптических сетей

🔺 На работу в школу как на каторгу

🔺 Материальные блага не дали счастья

🔺 Адаптация за коньяк

🔺 Замуж за итальянца после карьеры в оптике

🔺 Мастер-оптик и авария

🔺 Начинали на непроходной улице

🔺 Гид по миру зрения

🔺 Работа без возраста

🔺 В оптике с 14 лет

🔺 Я верю в судьбу!

🔺Вышла замуж за директора: "Фортануло!"

🔺Надоело быть наемным работником

🔺Между человечностью и черствостью

Добавьте описание
Добавьте описание

Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг

🔹 Яндекс.Дзен

🔹 Яндекс.Кью

🔹 Инстаграм

🔹 Телеграм-канал

🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм

🔹 Чат для общения оптиков на Яндекс.Дзен

🔹 Фейсбук

🔹 Тик-Ток