Начиная с середины 1990-х годов террористические атаки, стали одной из главных угроз безопасности и стабильности Российской Федерации. С этого времени российские органы, непосредственно осуществляющие борьбу с террором, прошли большой эволюционный путь, а также менялась и общая контртеррористическая система страны.
Постсоветский период становления системы антитеррора
В Советском Союзе за борьбу с терроризмом отвечали два управления Комитета Государственной Безопасности – Пятое (идеологическое управление) и Второе (управление внешней контрразведки). На основе двух вышеупомянутых бывших управлений КГБ уже в Российской Федерации был создан Антитеррористический центр.
В первые годы после распада Советского Союза вопрос терроризма не стоял так остро, к тому же ее заслоняли чисто экономические проблемы страны. Однако после захвата заложников в городе Буденновске бандой чеченского полевого командира Шамиля Басаева в июне 1995 году руководство страны начало воспринимать террористическую угрозу всерьез.
Законодательные основы системы контртеррора были заложены в 1996 году, когда по инициативе Федеральной службы безопасности был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом», в котором впервые была нормативно закреплена долго вынашиваемая идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом, объединяющего усилия всех силовых ведомств.
В 1997 году в России начала действовать специально созданная Межведомственная антитеррористическая комиссия, председателем которой стал директор ФСБ России. Несмотря на то, что Комиссия была призвана осуществлять свою работу на плановой основе (в частности, проводить заседания не реже одного раза в квартал), она не имела собственного постоянного рабочего органа. В этой связи подготовка материалов к заседаниям осуществлялась, главным образом, представителями тех федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились вопросы, выносимые на повестку дня. То есть данная антитеррористическая комиссия была фактически совещательным органом, а не настоящим инструментом профилактики и борьбы с террором.
В 1998 году, после принятия закона «О борьбе с терроризмом», Межведомственную антитеррористическую комиссию упразднили. Вместо нее была образована Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. Однако и она не имела постоянно действующего аппарата, подготовка материалов к заседаниям по-прежнему возлагалась на представителей федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились рассматриваемые вопросы повестки дня. Отсутствие реальных механизмов, обеспечивающих обязательность исполнения и контроль реализации принятых Комиссией решений, повседневную координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, объективно снижали эффективность антитеррористических мероприятий.
На базе Антитеррористического центра в 1997 году был сформирован Департамент по борьбе с терроризмом. В 1999 году Департамент объединили с Управлением по конституционной безопасности, которое теперь отвечало за борьбу с политическими экстремизмом. То есть в одну организацию были объединены структуры с совершенно разными задачами, прировняв борьбу с терроризмом к борьбе политическим инакомыслием, которое действительно очень часто принимает радикальные формы. В итоге появился сначала Департамент, а затем Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом – центральная структура Федеральной службы безопасности, нацеленная непосредственно на борьбу с террором.
В структуру этой службы вошел Центр специального назначения, состоящий из управлений «А» и «В», которые созданы на базе знаменитых отрядов «Альфа» и «Вымпел». Отряд «Альфа» во времена Советского Союза входил в состав седьмого управления КГБ, и уже тогда его главной задачей была борьба с терроризмом и другими экстремистскими действиями. Отряд «Вымпел» был силовым подразделением Первого главного управления КГБ (внешняя разведка), но в начале 1990-х годов его также переориентировали на антитеррор. Одной из главных задач «Вымпела» стала защита атомных электростанций и других ядерных объектов от террористических атак. Центр специального назначения стал фактически силами быстрого реагирования ФСБ. Были созданы региональные подразделения Центра. Кроме того, подразделения аналогичные «Альфе» и «Вымпелу» были сформированы в региональных управлениях ФСБ – это так называемые ОСОМы – отряды сопровождения оперативных мероприятий. Однако их финансирование и уровень оснащения на порядок ниже, чем в подразделениях, подчиненных Центру специального назначения.
В 2002 году, после захвата заложников в здании «Норд-Оста», было принято новое положение о Федеральной антитеррористической комиссии. Но принципиальных недостатков существовавшей тогда системы борьбы с терроризмом оно, к сожалению, не устранило. Многие из них проявились во время трагических событий в Беслане. Анализ проведенной операции и предшествующих ей контртеррористических операций выявил целый ряд характерных для того времени проблем – перечислю несколько наиболее крупных:
· отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;
· слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;
· недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;
· отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;
· несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
· недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Вооруженные силы РФ в контртеррористической борьбе
Стоит отметить, что борьба с терроризмом на Северном Кавказе велась в специфических условиях и определялась специфическими терминами. Даже вторая чеченская война, являвшаяся, как и первая чеченская, по сути, классической локальной войной, ведшаяся с применением танков, штурмовой авиации и тяжелой артиллерии, получила все-таки статус контртеррористической операции. Чечне российская армия вела антитеррористическую войну в форме антипартизанской.
Большинство операций по уничтожению террористов приобрели характер войсковой операции или городского боя с применением тяжелого вооружения. На Северном Кавказе редко проводились контртеррористические операции в классическом понимании этого термина, с участием исключительно сил специального назначения. И в этой связи роль подразделений Министерства обороны в контртеррористической борьбе на Северном Кавказе всегда оставалась чрезвычайно важной и значительной.
Еще в начале второй чеченской кампании была сделана ставка на широкое привлечение к боевым и контртеррористическим операциям подразделений, укомплектованных этническими чеченцами. Главное разведуправление Генерального штаба ВС санкционировало создание отрядов специального назначения: "Восток" и "Запад". Первоначально названные спецротами военной комендатуры Чечни, позднее они получили статус батальонов. Официальное наименование - батальоны специального назначения 42 мотострелковой дивизии Минобороны России, горная группировка. Оба отряда занимались ликвидациями - то есть выходами в горные районы Чечни и уничтожением обнаруженных боевиков. Деятельность этих подразделений очень высоко оценивалась в Москве. В структуре МВД был создан Чеченской отряд милиции особого назначения – Чеченский ОМОН. ФСБ сформировала специальный батальон «Горец».
Также по теме:
Турецкие силы специальных операций
Силы специальных операций Египта
Элитные соединения сирийской армии
Иорданские силы специальных операций
Силы специальных операций армии Италии
Силы специальных операций ВМС Италии
Французские силы специальных операций
Силы специальных операций Древнего Рима – speculatores
Силы спецопераций Военно-воздушных сил Индии и Китая
Силы специальных операций ВМС Индии и Китая
Силы специальных операций Канады
Силы специальных операций армии ЮАР
Воздушно-десантные войска РФ и парашютное дело
Этапы реформ Воздушно-десантных войск СССР
Китайские силы специальных операций
Para (SF) – силы специальных операций армии Индии
"Взвод убийц" – индийская войсковая разведка Ghatak
Этапы реформы Воздушно-десантных войск России
Белорусские силы специальных операций
Колумбийские силы специальных операций
Тайваньские силы специальных операций