Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как греки потеряли реальный шанс победить Рим?

Эллины могут править миром. Александр правил. Он довел армию эллинов до самого Инда. Ему было больше нечего завоевывать. Мир принадлежал ему. Но Александр умер, империя развалилась. И наступили черные времена. Свободные люди Эллады пошли войной друг на друга, забыв о том, кто их истинные враги. Те, кто завидуют великим достижениям эллинов. Александр, наверное, рыдает, если мертвые умеют плакать. Ведь теперь миром правят скотоложцы из Италии! Сегодня речь пойдет о реальном шансе Эллады выжить и дать отпор Риму.

Что вы знаете о Спарте в IIIв. нашей эры? Смею заверить, решительно ничего. А там вот с вполне знакомым нам лозунгомм "Make Great Sparta Again" вел свое триумфальное шествие последний царь Спарты - Клеомен, Третий этого имени. Это очередная история о том, почему Рим смог, а вот эллины облажались.

К третьему веку нашей эры Спарта была жалким зрелищем. Кол-во полноправных граждан не дотягивало и до тысячи. А большинство коренных спартиатов были лишены гражданства. Собственно, тут стоит объяснить, что такое гражданство. Гражданство в Спарте - это не только право голоса, и возможность встать в фалангу рядом с другими гражданами. Гражданство - это земля. Если у тебя нету гражданства, то и земли ты не получишь. Потому что вся земля изначально общественная, а потом уже распределяется между остальными. Собственно, если у тебя нет земли, то ни илотов, ни денег у тебя тоже не будет. Тебе надо вкалывать, чтобы не сдохнуть от голода. У тебя нету денег на линоторакс, аспис, ксифос и копье, Не говоря уже о времени, которое нужно для тренировок.

То, что в полисе дела плохи понимали все. И даже пытались провести реформы. Один из предшественников Клеомена из параллельной династии - Агис - пытался провести реформы законным путем, т.е. через народное собрание, одобрение эфоров и прочее, но быстро из живого царя стал царем мертвым. И на его место пришел Клеомен. Пацан быстро смекнул, что не всем нужны реформы. Вот конкретно те мужики, которые сидят у рычагов власти, будут за свое драться зубами. Клеомен быстро понял одну единственно верную мысль - надо убрать тех, кто мешает. Для этого нужна народная поддержка и военная сила. Для этого нужна война. Ну, а Спарту в IIIв. не пиздил только ленивый.

Незадолго до воцарения Клеомена Этолийский союз ураганом прошелся по Лаконике, вдоволь пограбил и угнал в рабство тысячи людей. Сами этолийцы ушли, а вот их союзники в Аркадии остались. Собрав наемников, и перебив аркадийцев, Клеомен вернулся в Спарту. Пока это был не триумф. Это был показательный акт - Спарта еще может.

Был еще один игрок в то время на Пелепоннесе - Ахейский союз. А в том союзе было множество городов, что люто ненавидели Спарту. Один Аргос чего стоит. Иными словами, быть войне, вопрос один - когда?

Та война была названа Клеоменова, ибо это был триумф и провал Спарты. Разбив ахейцев в нескольких не совсем крупных сражениях, Клеомен преуспел на начальном этапе войны. После первых побед, сами эфоры вызвали царя в Спарту. Они боялись его растущего влияния, и, пытались окончить войну переговорами.

Клеомен вернулся в Спарту. Не один. С ним было войско наемников. Он объявил, что теперь все будет по другому. Эфоров убили, а всех несогласных изгнали, и провели реформы. Землю перераспределили, все долги простили, и даже приняли в ряды полноправных граждан пириэков и метеков(переселенцы из других городов). Все это было сделано, чтобы увеличить кол-во полноправных граждан. Соответственно, и войска. Вся законодательная база откатилась к Ликургу за исключением одного - теперь власть царя была ограничено только вторым царем, коим стал брат Клеомена.

В войске Клеомен тоже провел реформы. Вернулись к прежним стандартам. Так же появились спартанские педзетайры. Всего к исходу войны в фаланге было 2 тысячи педзетайров.

Создав прочную тыловую базу, подготовив надежную армию из граждан, и с криками "Сделаем Спарту снова великой!", Клеомен просто втоптал в грязь Ахейский союз. В это дело одинаковый вклад внесли, как сам спартанский царь, так и ахейцы, которые, как обычно, перессорились.

Ахейский союз был союзом только на словах. Это все были полисные олигархии, среди которых лишь несколько больших, как Аргос или Мегаполь, реально влияли на внутреннюю и внешнюю политику Союза. А внутри самих полисов было так же, как в Спарте, множество безземельных, нищих и просто жаждущих власти людей.

Ахейский союз рассыпался на глазах, многие мелкие полисы встречали Спарту, как освободителя, ликуя и радуясь. Ведь Клеомен одарит их тем же, что дал спартанцам! Реформами! Каково же было их разочарование, когда они поняли, что одних господ сменили другие, и все это - не их война.

Тем временем ахейцы позвали македонян. Те, решив, что таким образом смогут прочно закрепиться на Пелепонессе, пошли "освобождать свободные полисы от спартанского гнета". Все это вылилось в битве при Селасии, в которой двойная македонская фаланга опрокинула спартанских педзетайров и гоплитов. А союзники спартанцев попросту сбежали, ибо умирать за очередных господ не желали.

Стоит отдать должное, эта битва стала последним примером спартанской стойкости - из шести тысяч спартанцев выжило несколько сотен. Все остальные погибли в бою. Важный момент - они сражались до последней капли крови, потому что было за что. А союзные греки не смогли выдержать даже начального натиска ахейцев(на том фланге стояли ахейцы), своих бывших господ, которых, по логике вещей, должны были ненавидит и так же сражаться до конца. Но этого не было, ибо спартанцам и лично Клеомену было глубоко плевать на других греков. Ему важна была Спарта, а остальных он считал унтерменшами и прислугой. А провел бы он реформы во всех захваченных полисах, то Селассия стала бы величайшем триумфом! Если бы даже он проиграл, он бы оставил идею. Именно история Клеомена самая важная. Именно у него на волне успехов была возможность создать единую греческую монархию. Приравнять всех греков к спартанцам и создать единое государство, где не было бы полисной конкуренции,

После битвы македонцы вошли в опустевшую Спарту, откатили реформы Клеомена и насильно включили полис в Эллинский союз - новый аппарат насилия македонян над Грецией. А потом ахейцы позвали римлян, римляне побили македонян. Потом ахейцы поняли, что звать кого-то идея плохая, и их побили римляне, а Грецию римляне поглотили.

Автор - Ерсултан Тохтарбаев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2