Имя этой уникальной женщины известно лишь узкому кругу любителей и коллекционеров старинных открыток. Хотя ее новогодние и рождественские сценки хорошо известны абсолютно всем. Их часто используют при создании винтажных открыток, плакатов или оберток для сладостей.
Елизавета Меркурьевна Бём родилась в Петербурге в 1843 году. Она происходила из древнего знатного татарского рода Эндауровых. До правления Ивана III Эндауровы были Индигурами, что переводилось как «индийский петух».
С детства Елизавета Меркурьевна тянулась к живописи. Вот, как она вспоминала то время:
«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьезно заняться рисованием».
Несмотря на особое положение женщины в XIX веке, родители отдали 14-летнюю дочь в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художников, где руку ей поставил известный художник Иван Крамской.
«Что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей», - вспоминал впоследствии Крамской.
«Ее черненькие я люблю больше многих беленьких», - так отзывался о работах Бём Илья Репин.
Школу Елизавета закончила успешно. На международном конкурсе по технике акварели и силуэта Эндаурова завоевала серебряную медаль. А Академия художеств, отмечая талант девушки, присудила ей большую поощрительную медаль за рисунки животных. Признанные мастера отмечали невероятные способности юной художницы в силуэтной технике, видимо поэтому она посвятила себя литографии сразу по окончанию учебы.
Супруга Елизавета Меркурьевна подобрала себе подстать - Людвига Франциевича Бёма. Венгерский скрипач, профессор консерватории. Он восхищался талантом жены. «Я прямо отдыхаю на ее рисунках», - говорил Бём.
Помимо литографии Елизавета Меркурьевна находила время, чтобы заниматься живописью. Ее героями становились милые крестьянские дети. Почти у всех ее персонажей были реальные прототипы, которые с удовольствием позировали Бёмихе за «гонорар» - сладости, конфеты, орехи, игрушки, ленты.
Со временем Бём стала одной из первых книжных иллюстраторов. Она работала над иллюстрациями к русским сказкам, басням Крылова, «Записок охотника» Тургенева, произведениями Лескова, Некрасова и Толстого. В 1880 году вышла книга «Пирог», фактически первый комикс. На страницах книги рассказывалось о девочках, которые решили приготовить пирог и что из этого получилось.
Замахнулась Елизавета Меркурьевна и на иллюстрацию Азбуки. Однако современники раскритиковали колоссальную работу художницы. Их претензии заключались в том, что из лучших побуждений - поместить на одну страницу максимальное количество слов, начинающихся на ту или иную букву, Бём не оставила воздуха и свободного пространства. Местами получилось нагромождение.
Уже сейчас, когда специалисты рассматривают ее Азбуку, то видят в ней отражение гигантского культурного пласта.
К сорока годам у Бём сильно упало зрение. Ей стало трудно различать мельчайшие детали, которым она всегда уделяла особое внимание. Свое спасение Елизавета Меркурьевна нашла в акварельных рисунках. Она выработала свой стиль и определила свою нишу.
Художница создавала небольшие сюжеты, где главными героями по-прежнему были дети, а рядом с ними красовались житейские мудрости. Эдакие статусы «ВКонтакте» XIX века.
«Маленькая рыбка лучше большого таракана»
«Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку»
«Милости прошу к нашему шалашу»
«И в Сибири люди живут да хлеб жуют»
Изображения размещались на открытках. Их популярность зашкаливала. Елизавета Бём сделалась известным дореволюционным иллюстратором, создавшим особый ламповый мир с миленькими детишками, ведущими себя как взрослые.
Всего уникальных открыток со своим оригинальным сюжетом было создано более 300!
Но зрение продолжало падать. И в середине 90-х годов Бём занялась стекольным делом - она стала создавать дизайн для стеклянной посуды и предметов из хрусталя. И здесь Елизавету Меркурьевну нашел успех. Посуда, изготовленная по ее эскизам, завоевывала всевозможные призы на Всероссийских и Международных конкурсах.
Ее манере - а-ля русь - подражали другие мастера-стекольщики. Ее особый стиль даже получил собственное название - «бёмовский стиль». А в начале ХХ века силуэты, изготовленные Елизаветой Меркурьевной ее в молодости, получили признание за границей. Ее силуэта активно перепечатывались и завоевывали новые медали и награды на конкурсах.