Ладожское озеро и поныне считается довольно опасным местом для речного транспорта. А во времена Петра 1 тем более, вот что говорится по историческим сведениям из петровского указа от 1719 года о строительстве канала "какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…"
В разработке проекта участвовал сам Пётр 1 , да и по легенде отвёз лично три тачки с грунтом.
Канал соединяет реки Волхов и Неву и являлся самым безопасным переходом вместо движения по Ладоге для торговых судов. Шторм и ураганный ветер мог наступить даже в самый солнечный день и также неожиданно утихнуть. Каменистые берега и отмели являлись последним пристанищем для неудачных торговцев и судовладельцев. В те времена реки и озёра являлись такими же важными артериями как сейчас автомагистрали. Для торговли с Европой и не только.
Строительство шло 10 лет и в марте 1731 года было заявлено об успешном окончании. Данная стройка была в тройке великих тогда долгостроев: Санкт-Петербург, Кронштадт и канал. Строили как вольнонаёмные, так и солдаты.
До эры паровозов, точнее до 1905 года, когда открыли Вологодскую железную дорогу, местность вдоль канала была активно обжита и имела процветание, т.к. большой трафик судов благоприятно влиял на местную экономику.
Периодически из-за засухи и непродуманной шлюзовой системы, канал высыхал и заростал травой. Довольно скоро вместо очистки и расширения действующего Ладожского канала параллельно построили Новоладожский канал без шлюзов, который действует и сейчас.
О старом канале сейчас напоминают шлюзы в Шлиссельбурге и Новой Ладоге, старенькие мосты в посёлках которые еще живут вдоль канала и местной автодороги 41-К 127 и . Часть канала заросла и местами вместо воды уже проложены грунтовки.
Вдоль канала есть дорога протоптанная еще бурлаками, но проехать вдоль канала целиком ( более 100км) затруднительно и у большинства не получится. Шлюзы и набережные канала можно посмотреть в Шлиссельбурге или Новой Ладоге, до которых можно спокойно доехать и совместить поездку с посещением старого канала. Всем спасибо!