Не только слова, сказки и генетика объединяют людей всего мира. Следы общей культуры можно увидеть и в праздниках, тем более в таких древних и всеобщих как Новый Год (и Рождество). Вряд ли мы часто задумываемся о том, откуда пошли обычаи, связанные с ними, ведь с детства для нас это в основном волшебное исполнение желаний, подарки и каникулы.
В древности (еще в Месопотамии и Древнем Египте) начало нового года отмечали в марте, потому что именно тогда начинался очередной сезон сельскохозяйственных работ. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь перенёс дату на первое января, а сам праздник посвятил богу Янусу. Собственно, тогда произошла вся эта история с юлианским календарем, давшая европейскому миру в том числе названия месяцев. Весь месяц январь - посвящен Янусу, а это бог с двумя лицами, одно смотрит на восток, в будущее, а другое на запад, в прошлое, поэтому Янус - покровитель сразу начала и конца. Тем не менее месяцы у нас до сих пор отсчитанные от марта (сентябрь - "седьмой", октябрь - "восьмой", ноябрь - "девятый" и декабрь - "десятый").
Насчет ёлки мнения расходятся. Во-первых, ходят слухи, что это кельтская традиция. Кельты, жившие в некогда густых европейских лесах, определили, что зимой ель остаётся зелёной, а значит не поддаётся злым силам. А значит либо это дерево само волшебное, либо в нём живёт волшебник. И поэтому когда в день зимнего солнцестояния друиды устраивали праздник, задабривая высшие силы, всё это происходило у ели, и, вероятно, с её участием.
Как задабривали божеств древние люди, думаю, вы знаете. Танцы, подношения, костры, музыка. И вот тут первая версия - возможно эти подношения были человеческими жертвами, позже - животными. Но суть не менялась от этого, на ёлке могли развешивать внутренности убитых. А когда мир цивилизовался настолько, что это стало неприемлемо, вместо кровавых кишок, сердца и почек появились гирлянды и стеклянные шарики. Ну, то есть сначала, конечно, фрукты и орехи (они, кстати, до сих пор используются), а потом уже украшения.
Насчет священности ели для язычников сомнений нет никаких, отзвуки остаются до сих пор, например, в том, что её лапы используют на похоронах. Кстати, удмурты после похорон не просто бросали еловые ветки, они били друг друга ими по пути домой - чтобы духи не увязались следом. Ещё есть одна русская поговорка о ели, отражающая языческие обряды: "(Их) венчали вокруг ели, а черти пели". Так говорили про невенчанную пару.
Во-вторых, есть и библейская версия, даже несколько. Может быть, ёлка - это символ дерева в райском саду, а украшали её яблоками - как символами грехопадения. Ещё есть легенда, что первым украсил ёлку на Рождество Мартин Лютер - увидел звездное небо над лесом, и решил повторить такое дома со свечками.
Впрочем, не только в Европе поклонялись ели. В день зимнего солнцестояния ханты тоже приносили жертвы ели, называя её "священным шестом".
Удмурты зажигали на ней свечи, совершали рядом с ней моления, принося жертвоприношения (хлеб, мясо и питьё) еловым ветвям, которые почитались у них как богини. А каждый раз перед строительством нового дома они ставили под фундамент маленькую елочку, расстилали перед ней скатерть и тоже устраивали подношения. Возвращаясь после похорон с кладбища, они стегали друг друга еловыми ветками, чтобы воспрепятствовать духам следовать за ними до дому.
В «Житии Трифона Вятского» содержится рассказ о «посечении» преподобным Трифоном священной ели вятичей, увешанной «утварью бесовской» — серебром, золотом, шёлком, платками и кожей.
Исследовательница старообрядчества в Коми Т.И. Дронова пишет, что кладбища всегда располагали рядом с хвойными рощами, а ходить в хвойный лес в одиночку категорически запрещалось. Когда там умирал колдун, ему из леса приносили ель, и он перед ней исповедовался.
Карелы на кладбищах украшали ель лоскутками и ленточками. Например, в поселке Винница (сегодня это Ленобласть) пожилые крестьяне еще в ХХ веке приносили старому еловому пню на кладбище молоко, шерсть, сало, свечи и деньги. Видимо, этот пень - всё что оставалось от некогда культовой ели.
Вепсы делали погребальные носилки из еловых ветвей, а после захоронения оставляли их в виде сооружения над могилой.
Как мы уже знаем из истории сказок, всё что нынче развлечение для детей - раньше могло быть жестоким обрядом из культа смерти. Некоторым кажется, что это жутко, а для меня - разве что жутко интересно. Если не думать про мертвых, наряжая новогоднюю ёлочку, то всё будет хорошо:)