Слово «имамат» означает «лидерство» и «путеводитель». В исламской терминологии означает лидера и руководителя по всем религиозным и светским вопросам. Понимание должности халифа в исламе должно подразумевать вышесказанное.
Рассмотрим качества имамов согласно определению безгрешных имамов:
1. Абдуллаз бин Синан передал следующее:
«У Абу Абдуллаха (Джафара Садыка (мир ему) спросили толкование аята: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них»[1].
Он ответил: «Здесь имеются в виду имамы»[2].
2. Ибн Абу Наср передает:
«Я спросил у Абу Хасана ар-Ризы (Али бин Муса) (8 имам - Х.А.) значение аята «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»[3].
Он ответил: «Правдивые - это имамы. И те, кто преданы им и проявляют правдивость»[4].
3. Ал-Вашша передает следующее:
«Я задал вопрос имаму Ризе (Али бин Муса) и сказал: «Да, буду я жертвой за тебя. О ком идет речь в аяте «Если не знаете, то спросите у людей зикра». Он сказал: «Люди зикра - это мы и у нас следует спрашивать то, чего вы не знаете».
Я сказал: «То есть вы - это спрашиваемые, а мы - спрашивающие?».
Имам (мир ему) ответил: «Да».
Я сказал: "Спрашивать у вас - это наше право?".
Имам (мир ему) ответил: «Да»[5].
4. Передают от Абдуррахмана бин Касира:
Я спросил у Абу Абдуллаха (мир ему) о толковании аята «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания»[6].
Он сказал: "Под словом «напоминание» подразумевают Мухаммада (С). Мы же люди, у которых надо спрашивать вещи, которые вы не знаете».
Я сказал: «Это (Коран) — Напоминание о тебе и твоем народе (или для тебя и твоего народа), и вы будете спрошены»[7].
Он сказал: «Здесь подразумевают нас. Мы - обладатели напоминания. И мы те, с кого мы будем спрошены»[8].
5. Я сказал Абу'л Хасану ар-Ризе (Али бин Мусе):
«После того, как имам умирает, то по каким признакам определяют следующего?».
Он ответил: «У имама есть некоторые признаки. Один из них, чтобы его отец был старшим в семье из сыновей. Другое – обладать добродетелью, и он должен упоминаться в завещании. То есть, когда прибывает какая-то делегация гостей, то на их вопрос «Скончавшийся имам кого оставил по завещанию?», должен следовать ответ: «Я завещал такому-то».
6. Абу Басир передает от Абу Абдуллаха (мир ему):
О аяте «Его толкование не знает никто, кроме Аллаха и погрузившихся в знание»[9] он сказал следующее:
«Погрузившиеся в знание (расихун) - это мы, мы знаем толкование Корана»[10].
7. Абу Басир передал следующее:
«Абу Джафар (Мухаммад Бакир) (мир ему) об аяте «…это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание»[11] сказал следующее:
«Клянусь Аллахом, о, Абу Мухаммад! Здесь не упоминаются аяты, которые есть между двух обложек писания (мусхаф)».
Я сказал: «Да буду я жертвой во имя тебя. Кто знает эти аяты?».
Он ответил: «Разве может быть кто-нибудь другой, кроме нас?»[12].
8. Абу Валлад передает следующее:
«Я спросил у Абу Абдуллаха о аяте «Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него»[13]
Он сказал: «Здесь подразумеваются имамы»[14].
9. Мухаммад Бакир (мир ему) (5 имам - Х.А.) передал следующее:
«Помимо преемников никто не может утверждать, что знает все внешние и внутренние значения Корана, что обладает всеми знаниями Корана»[15].
10. Муфаддал бин Омар передает следующее:
«Я сказал Абу'д-Хасану (Али бин Мусе), что Абу Абдуллах (Джафар Садык) сказал так: «Наши знания или связаны с прошлым, или записаны, или вдохновение, исходящее из сердца. Или же внушения, сделанные в уши. Прошлое - это знания, связанные с предыдущими поколениями. Записанные - это (знания), связанные с будущим. То, что льется в сердца - это вдохновения. Внушения, сделанные в уши, это приказы, которые шлют ангелы»[16].
Др. Хайдар Баш
Возможно вам будет интересно:
Пророк Мухаммад (с) называет своим сподвижникам имена 12 Имамов
[1] Сура «Нур», 55
[2] 173 Усул-у Кафи, т. 1, с. 333
[3] Тауба, 119
[4] Усул-у Кафи, т.1, с. 359
[5] Усул-у Кафи, т. 1, с. 363
[6] Сура Нахл, 43
[7] Сура Зухруф, 44
[8] Усул-у Кафи, т.1, с. 363
[9] Ал-и Имран, 7
[10] Усул-у Кафи, т. 1, с. 367
[11] Сура Анкебут, 49
[12] Усул-у Кафи, т. 1, с. 375
[13] Бакара, 121
[14] Усул-у Кафи, т. 1, с. 377
[15] Усул-у Кафи, т. 1, с. 401
[16] Усул-у Кафи, т. 1, с. 461
Источник: Др. Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"