Найти тему
Dinaburg.ru

Виадук на Шоссейной улице.

В 19-м веке, когда в городе планировали построить трамвай, то назрел вопрос и о том, как и где он будет пересекать железнодорожные пути, которые разрезали город на две половины. При размышлении над этим вопросом предпочтение отдали Шоссейной улице, которая по проекту уличной железной дороги являлась основной магистралью. На месте пересечения с железной дорогой планировали построить путепровод.

Как многие уже знают, трамвай так и не удалось построить в то время, а виадук все-таки появился.

В 1901-м году начали согласовывать проект. Одним из пунктов было условие закрытия для конного движения переезда на Дворянской улице (ныне улица Райня). При этом для пешеходов планировалось построить деревянный мост на этом месте. Эти требования городскому главе выдвигало управление Риго-Орловской железной дороги, за счет средств которой, собственно, и должен был быть построен виадук на Шоссейной улице.

Казалось бы, что устройство виадука и деревянного моста дадут людям преимущество, ведь это будет безопасный переход с одной части города в другую. Если вспомнить сколько людей погибло и покалечилось в этом месте, когда пересекали пути при закрытом шлагбауме или просто стояли в очереди в ожидании открытия переезда, то напрашивается один вывод, что безопасность превыше всего и от этого город и горожане только выиграют. Ведь переезд порой закрывался на длительное время, и люди вынуждены были ждать когда закончится маневрирование паровозов.

Но наряду с плюсами устройства виадука, для жителей города создавались и дополнительные проблемы. Так, например, съезд и заезд на Шоссейной улице планировался только в районе Мясницкой улицы (ныне улица Виестура), а это приводило к дополнительным денежным затратам при перевозке, если по причине огромной клади не удастся совершить переход из одной части в другую пешком по обещанному деревянному мосту. Еще, как пример недовольства, можно привести тот факт, что, когда дамба увеличит свою высоту перед виадуком, то создадутся сложности с ее пересечением в сторону Гайка из основной части города. Раньше повозки свободно передвигались с Креславской (Краславас) улицы на Железнодорожную, ведь высота дамбы снижалась по мере приближения к переезду. Основываясь на этих и других причинах люди требовали не только оставить переезд на Дворянской улице, но и устроить дополнительные переезды в других местах. Также предлагались проекты устройства подземных тоннелей под железнодорожными путями взамен виадука.

Но все же в марте 1901 года несмотря ни на что городская дума приняла решение о закрытии конного движения через переезд на Дворянской улице и начале строительства виадука.

И уже в мае начались подготовительные работы. Соорудили насыпь от Варшавской улицы, укладывали булыжник. Песок для насыпи брали на территории между кирхой и линией железной дороги. Со стороны Нового форштадта расширили подошву дамбы. Одновременно начали сооружать фундамент под опоры моста. Работа закипела. Закончить сооружение моста планировалось в середине следующего года.

В августе начали сооружать каменные опоры моста. К октябрю они были уже готовы. Также практически была готова насыпь со стороны Варшавской улицы. Подвели насыпь и со стороны реки. На дамбе решено было устроить два спуска в сторону товарной станции Риго-Орловской железной дороги и в сторону улицы Болотной (ныне Алеяс).

В марте 1902 года началась установка металлической фермы. После ее установки, опоры моста отделали камнем. К середине июля настил моста уже был готов, насыпь со стороны кирхи подведена и доделывалась булыжником и дерном.

Но 20 июня случилось непредвиденное обстоятельство: из-под насыпи напротив Креславской улицы появилась вода. Начали искать источник появления. Оказалось, что прорвало трубу водопровода. Место прорыва нашли лишь 23 июня. Выяснили, что труба изогнулась под давлением насыпи и произошел откол трубы. Отремонтировали оперативно.

В конце июля путепровод был почти уже готов. Оставалось сделать перила по краям дороги, ведущей к путепроводу и соединить насыпь с дамбой в месте прорыва воды.

В августе путепровод был готов к открытию. Обустраивался съезд на Болотную улицу и затем планировали сделать такой же на Железнодорожную. Для этого надо было окончательно закрыть переезд, который проходил через железнодорожные пути между насыпью и тюрьмой. А закрыть переезд можно было только после открытия движения по виадуку.

24 августа провели испытание прочности ротой солдат, которые прошли по мосту несколько раз.

И вот, 25 августа в 12 часов дня, состоялось торжественное освящение и открытие путепровода на Шоссейном переезде. Мост был украшен флагами, гирляндами, цветами. После молебна и тостов почетные лица проехали в экипажах по мосту, а затем пустили и горожан.

Во время Великой Отечественной войны мост был частично разрушен. Его восстановили. А в 70-х годах заменили на железобетонный современный мост. С тех пор он имеет такой вид.