Итак, первая новость, это начало поступления партии из 80 автобусов ЛиАЗ-4292.60 (1-2-1) из Москвы в Тулу. Автобусы относительно новые, 2016 - 2017 годов выпуска. Более половины из них уже прибыли в Тулу, остальные будут доставлены после новогодних праздников. Машины передаются Туле безвозмездно.
Автобус модели ЛиАЗ-4292 представляет собой отечественный городской низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода. Предназначен для крупных городов на маршрутах со средним или умеренно-пониженным пассажиропотоком. Собственно это можно назвать одним из его недостатков для города оружейников. Разумеется ЛиАЗ-4292 лучше для пассажира, чем "душегубка" "ПАЗ"-Вектор Next, но для автобусных маршрутов 18,28,26,24 и других он явно маловат. А маршруты с более низким пассажиропотоком в основном уходят от "Тулгорэлектротранса" в пользу Тульской транспортной компании (ТТК).
Одним из основных недостатков автобуса отмечают его повышенный расход топлива для машины среднего класса, сопоставимый с большим автобусом. Еще одним недостатком можно назвать то, что указанный автобус имеет разброс в качестве сборки разных экземпляров. Т.е. может быть вполне надежный автобус, а может быть и проблемный. Имеется и ряд иных более мелких недостатков. Вот и возникает вопрос - Москва передала автобусы наобум или целенаправленно избавилась от проблемных машин, впрочем это покажет только будущее, как поведут они себя на тульских дорогах. Возможно еще одной причиной, почему столица избавляется от большого количества новых машин в пользу Тулы является как раз их небольшая вместимость - 67 пассажиров.
Вторая новость связана с прошедшими конкурсами на обслуживание муниципальных городских автобусных маршрутов с регулируемым тарифом (льготные). Впервые за последние годы новый год не принес ни изменений имеющихся маршрутов, ни появление новых. С 1 января 2020 года будут обслуживаться все прежние маршруты №№ 1,2,3,5,7,11,11а,12,13,13а,16,18,21,21а,23,24,25,26,27,27а,28,36,36а,38,39а,44,52в,72. Всего 28 маршрутов. А вот распределение маршрутов между автопредприятиями изменилось. Если в 2020 году основной транспортной компанией оператором автобусных маршрутов в Туле был ТГЭТ, а другие компании обслуживали несколько маршрутов, например 16 и 18 ТАЛ, 52в и 72 ИП "Краева", то в 2021 году ИП "Краева" прекратит обслуживание муниципальных маршрутов, ТГЭТ вернется 18 маршрут, но немалое число линий будет обслуживаться ТТК, фактически ей перейдут автобусы от "Тульских автобусных линий" (ТАЛ), так как эти обе дочки Тулаавтотранса находятся в состоянии слияния. В итоге ТТК будет обслуживать маршруты 2,7,11а,16,21а,23,27,36а,39а,44,52в и 72. Остальные линии будут закреплены за МКП "Тулгорэлектротранс" (ТГЭТ).
С одной стороны весьма много автобусных маршрутов передано на обслуживание ТТК, с другой стороны тульская общественность может праздновать победу. Наш канал тоже поднимал вопрос об использовании малых по вместимости автобусов "ПАЗ"-Вектор Next на ключевом 18 маршруте города (см. материал "Маленькие душегубки на ключевом автобусном маршруте Тулы"). Общими усилиями было привлечено внимание городских властей к проблеме и с нового года на 18 маршрут выйдут большие автобусы. С другой стороны парк ТТК как раз и состоит из "ПАЗ"-Вектор Next, которые будут обслуживать маршруты 2,7,11а,16,21а,23,27,36а,39а,44,52в и 72, что будет уже не вполне удобно для пассажиров этих линий.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет" и автора.