В разговорах на моей страничке ФБ вокруг приговора доценту Соколову, а еще отчасти вокруг там рассказанной одной моей личной истории, вдругвновь выплыла тема, которая и раньше у меня вызывала сильное недоумение. Реконструкция мол, это "опасные игрушки взрослых людей", которые впадают де в "виртуальную реальность", и ну вот, в результате убивают девушек.
В начале соколовской эпопеи даже звучали голоса: а не запретить ли реконструкцию? Вот, до чего трамваи (зачеркн.) реконструкции-то доводят.
Очень прекрасно. А что сотни тысяч людей во всем мире занимаются исторической реконструкцией и никого не убили - это не в счет.
Давайте еще запретите ресторанный бизнес. А что, Кабанов, расчленивший жену, был ресторатор и повар. Я даже могу обосновать: повар, ежедневно рубящий мясо крупных животных, более спокойно и человека разделает, у него приглушены некоторые стороны восприятия. Не боится крови и т.п.
Еще нужно запретить кино. Ефремов убил человека. Или что, он не "перепутывал реальности", когда, на просьбу следствия продемонстрировать свои действия, сказал "мой съемочный день дорого стоит"? Находясь в зале суда, он всю дорогу воображал себя играющим перед зрителями.
Любую ложную посылку можно выразительно обосновать, было бы желание.
Теперь о реконструкции, коль скоро я немного знакома с темой изнутри. Соколов был для нее как раз не типичен. В реконструкции не бегают ни Кутузовы, ни Гитлеры, ни "слишком прославленные Александры Македонские". Не найдете, хоть обыщитесь, ни Колчака, ни Кутепова. Это очень дурной тон.
Соколов был то психологическому складу не реконструктор, а ролевик. Его казус - крайне необычен, он в самом деле, судя по всему, считал себя реинкарнацией своего кумира. Почему это терпели? У него еще с младых ногтей были большие связи, сначала советские родительские. (Не забыли, что родитель спас его от заслуженной тюрьмы еще в 1981 году?) Как я понимаю, отечественная реконструкция была тогда в роли Золушки, связи Соколова были весьма нужны. Поэтому - его окружение терпело. В результате же нарушения самых важных принципов реконструкции - создалось очень нездоровое пространство вокруг самого доцента. Но ничуть не более нездоровое, чем на факультете, где за патриотическую позицию студентов валили на экзаменах.
Я уже писала - истинная причина преступления Соколова - растлевающая идеология бонапартизма: сильному человеку можно всё, тварь ли я дрожащая или хочу "Тулон", старушонка - вошь, если Бога нет, то всё позволено. В этом и только в этом была реальная социальная опасность Соколова (помеси Верховенского-старшего со Смердяковым), в этом остается социальная опасность Понасенкова.
Хотите кого-то запрещать - займитесь "Комитетом бонапартистов Востока", у них так у каждого по Тулону и они угрожают женщинам. И они не реконструкторы ни капельки.
А цель реконструкции - история. Живая история, без которой обществу не жить. И лучше бы, кстати, киношники, которые делают огромное количество ляпов в батальных сценах, почаще приглашали реконструкторов к сотрудничеству.
Фото из открытого доступа в тематических группах