ФИНАЛ СО «СПАРТАКОМ»
В следующем сезоне «Сталинец» прославился на всю страну. Команда пробилась в финал Кубка СССР! Правда, соперники на пути к решающему матчу были по большей части несильными. Тут ленинградцам, конечно, повезло. Изрядно попотеть пришлось, лишь принимая дома сталинградский «Трактор». Основное время завершилось вничью (2:2), а победу хозяевам принес гол Зябликова на 101-й минуте. Далее вплоть до финала проблем не возникало. «Сталинец» последовательно расправился с днепропетровской «Сталью» (1:0), краматорским «Авангардом» (2:0), динамовцами Сталинабада (ныне Душанбе — 4:0), в полуфинале была зафиксирована уверенная победа над ташкентским «Динамо» (3:0). В решающем матче «Сталинец» поджидал непобедимый в ту пору московский «Спартак».
В предвоенные годы эта столичная команда переживала один из лучших своих периодов. В воротах — неподражаемый Владислав Жмельков, один за другим шутя отражавший назначенные в его ворота пенальти. Перед ним — крепчайшая линия обороны: Виктор и Василий Соколовы плюс Андрей Старостин, — равной которой в те годы в нашем футболе не было. И мощная атака, где первую скрипку играл неутомимый бомбардир Владимир Степанов. Рекорд спартаковцев (два дубля подряд) в советском футболе так никто и не повторил.
На что мог рассчитывать «Сталинец» в борьбе с таким «монстром»? Разве что на футбольное чудо...
Спартаковцы открыли счет. Но затем некоторое подобие надежды появилось и у ленинградских болельщиков. Это Георгий Ласин после великолепного паса центрфорварда Виктора Смагина провел ответный мяч. Однако играть на равных с чемпионами «Сталинец», несмотря на запредельное старание, просто не мог. Вскоре спартаковцы снова вышли вперед, а во втором тайме закрепили успех — 3:1. Вот в каком составе играли финал ленинградцы: Грищенко, Барышев, Лебедев, Зябликов, Ивин, Ларионов, Ласин, Смагин, Шелагин, Одинцов, Соловьев.
К сожалению, найти какие-либо дополнительные подробности о том матче с «ленинградской» стороны мы не смогли. За две недели до финала Кубка СССР Германия, напав на Польшу, развязала Вторую мировую войну. А потому в те дни советские издания писали по большей части о боях за Варшаву, а не о финале Кубка. В «Смене», например, футбольную тему и вовсе временно прикрыли.
Перед началом сезона 1940 года команда ленинградского «Сталинца» была переименована в «Зенит».
МЫ ЖИВЫ, МЫ ДАЖЕ ИГРАЕМ В ФУТБОЛ!
Спустя полтора года огненный вал войны докатился и до нашей страны. К осени 1941 года немецкие войска взяли город Ленина в сплошное кольцо. Началась страшная, изнурительная блокада.
Игравший в то время в ленинградской команде прославившийся впоследствии вратарь Леонид Иванов в своей книге «В воротах «Зенита» вспоминал: «Война перечеркнула все наши планы. О футболе не могло быть и речи. Часть игроков ушла на фронт, остальные, в том числе и я, были мобилизованы военкоматом на оборонные работы. Нам приходилось быть и лесорубами, и плотниками, и слесарями по двенадцать- четырнадцать часов в сутки, но кто тогда считал часы?! На футбол времени и сил уже не оставалось...»
Особенно ужасной оказалась первая блокадная зима. Но город выстоял, а весной родилась идея о проведении в осажденном Ленинграде футбольного матча.
Нужно было подбодрить защитников города, в то время когда геббельсовская пропаганда трубила на весь мир, что Ленинград давно уже превратился в заваленный трупами гигантский морг, в котором не осталось ничего живого.
В мае 1942 года в горком партии были вызваны довоенные капитаны «Динамо» и «Зенита» — Валентин Федоров и Александр Зябликов. Их попросили собрать своих товарищей-футболистов, тех, кто еще оставался в городе либо воевал под Ленинградом. Прямо с передовой прибыли командир торпедного катера Б. Орешкин, командир бронекатера В. Набутов, замполитрука А. Викторов, рядовые Е. Архангельский и Г. Московцев; к ним присоединились служившие в рядах внутренних войск А. Алов и Ал. Федоров, работавшие в цехах Металлического завода (где в то время шел ремонт тяжелых танков) С. Медведев, А. Лебедев, Н. Смирнов...
Решено было, что в этом матче (31 мая) футболисты ленинградского «Динамо» сыграют с командой предприятий города, составленной на базе «Зенита». Играть пришлось на запасном поле, поскольку основное на стадионе «Динамо» было разрушено бомбежкой, а еще одно (соседнее) занято под огороды. Официально эта встреча называлась: «Динамо» — «Н-ский завод». Вратаря для команды завода, к сожалению, не нашлось, и защищать последний рубеж отправился Иван Куренков, прежде в воротах никогда не игравший. Следует сказать, что получавшие, как сотрудники милиции, несколько больший блокадный паек динамовцы физически не были так истощены, как большинство их соперников из заводской команды. Это, естественно, сказалось на ходе матча. Равной борьбы не получилось — «Динамо» победило со счетом 6:0. Но трудно было и тем и другим. Таймы длились по тридцать минут, полное время изможденным людям было не выдержать. В перерыве никто из участников встречи даже не присел — футболисты знали, что сил подняться уже не будет...
Радиорепортаж о Блокадном матче шел на передовую, его слышали и наши бойцы, и немцы. Вот отрывок из письма не игравшего в той встрече бывшего нападающего ленинградского «Динамо» Николая Светлова, опубликованный в книге Дмитрия Догановского «Зенит». История в лицах»: «Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах в 500 метрах от немцев услышал репортаж со стадиона «Динамо». Я сначала не поверил, побежал в землянку к радистам, и они подтвердили: верно, передают футбол. Что сделалось с бойцами! Это был такой боевой подъем, что если бы в тот момент был дан сигнал вышибить немцев с их траншей, плохо бы им пришлось!».
Подписывайтесь на канал Величайшие футбольные клубы!